Как удешевить энергию Троицкой ГРЭС?
Евгений ШИБАРШИН
Руководство Костанайского отделения железной дороги предложило АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» (НК «КТЖ»)рассмотреть проект по изменению маршрута перевозки угля из Экибастуза в Троицк. Он должен обеспечить костанайских железнодорожников дополнительным грузооборотом (111 млн тоннокилометров в месяц), что увеличит доход предприятия за этот же период на 220 млн тенге.
Для многих жителей Костанайской области реализация данной идеи тоже может дать определенную выгоду. Дело в том, что среди всех экономических препятствий, мешающих костанайским поставщикам покупать электроэнергию у Троицкой ГРЭС, называется ее высокая себестоимость. В том числе - и по причине больших затрат на перевозку угля из Экибастуза. Данный фактор влияет и на цену троицкой электроэнергии на российском оптовом рынке, делая ее для костанайских потребителей неконкурентоспособной с энергией, которая транспортируется от станций в Павлодарской области.
Сейчас по территории Костанайской области уголь идет по железной дороге из Есиля до Тобола, затем по российской территории на станцию Карталы и Золотую Сопку (Троицк). Костанайские железнодорожники предлагают два варианта изменения маршрута. Первый: после ст. Тобол поезда с углем направлять по ветке Железорудная - Костанай - Каерак - Золотая Сопка. Второй вариант: из Астаны отправлять не на Тобол, а по маршруту Кокшетау - Костанай - Каерак - Золотая Сопка. Так, кстати, возили уголь в прежние времена. Затраты троицких энергетиков на доставку топлива по этим маршрутам снизятся из-за того, что платить железнодорожникам они будут только по казахстанскому тарифу. Что позволит им каждый год экономить около миллиарда российских рублей. Чем не повод для Троицкой ГРЭС удешевить на рынке свою продукцию?
Для реализации первого варианта на двух участках между Тоболом и Железорудной нужно будет проложить дополнительные пути. Все затраты на данный проект должны составить 1,977 млрд тенге. Но расчеты экономистов показали, что при такой же интенсивности перевозок угля данные капиталовложения должны окупиться примерно за 4 месяца. В целом, с учетом потерь и дополнительных доходов, ежегодный экономический эффект предполагается в размере 5,646 млрд тенге.
- В 2006 году мы уже возили уголь через станцию Каерак, - рассказал «НГ» директор Костанайского отделения железной дороги Ермек ТЕМИРБАЕВ. - Руководство Троицкой ГРЭС заинтересовалось нашим предложением. Но им теперь нужно решать вопрос с российскими железнодорожниками. Те ведь теряют большой объем перевозок.
По его информации, идею костанайских железнодорожников в НК «КТЖ» поддержали. Очередь за АО «Российские железные дороги». Но там все гораздо сложнее. Ведь их российские коллеги, обслуживающие карталинский участок, в случае изменения маршрута в год начнут терять доходы в сумме 590 млн 790 тыс. рублей. Правда, по словам Темирбаева, есть компромиссный вариант, который данные потери позволит уменьшить наполовину. Для этого НК «КТЖ» должна взять на себя расходы по содержанию железнодорожного участка Тобол - Карталы.
Существующий и планируемые маршруты доставки угля из Экибастуза на Троицкую ГРЭС
Рисунок Алексея МАЦАРИНА
Материалы номера