На краю финансовой пропасти
Повышать тарифы на коммунальные услуги или вводить систему государственных дотаций этой отрасли, как работает новая система финансирования здравоохранения, какие проблемы возникли с введением Таможенного союза, чем помочь Аркалыку, чтобы вывести его из депрессивного состояния - эти и другие вопросы планировал изучить во время своего визита в Костанайскую область премьер-министр Карим Масимов. Об окончательных результатах посещения региона главой правительства говорить еще рано, - официальные решения принимаются не так быстро, - но рассказать о том, как местная власть ставила перед республиканским руководством накопившиеся проблемы в коммунальной сфере, в редакции "НГ" посчитали достаточно интересным.
Сплошные убытки
Тот факт, что в Костанае премьер-министр начал свой визит с посещения ГКП «Костанай-Су», говорит о многом. Визит получился не «дежурным». Еще до приезда премьера (он с утра был на таможенном посту «Кайрак»), в течение полутора часов у стендов со всеми цифровыми выкладками первый заместитель акима Костанайской области Виктор Мейстер и руководители предприятий о проблемах коммунальщиков рассказывали председателю Агентства РК по регулированию естественных монополий Нурлану Алдабергенову. Судя по дискуссии, которая разгорелась во время этого разговора, на республиканском уровне до последнего времени придерживались другого мнения о способах финансового обеспечения деятельности предприятий, обеспечивающих потребителей питьевой водой и тепловой энергией.
Учитывая, что названное ведомство отвечает за тарифную политику в республике, разговор с его руководителем постоянно скатывался к возможности повышения платы на коммунальные услуги. Главный антимонопольщик страны придерживался позиции сдерживания роста тарифов, его костанайские оппоненты не настаивали на этой мере, но упорно задавали вопрос: а как быть, если предприятия, подающие воду и тепло, при существующих тарифах находятся в убытке?
Положение в этой сфере действительно создалось предкризисное. Например, количество аварийных ситуаций в водопроводных и канализационных сетях, обслуживаемых ГКП «Костанай-Су», в 2006 году было 2 938, а в 2009-м уже выросло до 4 971. Что примечательно, если в 2006 году местный бюджет на ремонтные работы выделил значительную сумму (тогда законодательство еще позволяло это делать), то в 2007 году количество аварий снизилось до 1905. Но уже в следующем году оно опять увеличилось до 3098. Именно тогда вступил в действие новый Бюджетный кодекс, запрещающий подобное бюджетное финансирование. Где взять деньги этому предприятию, если только за прошлый год размер убытков оказался более 50 миллионов тенге?
Не лучше положение и на ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания». Там, по оценке специалистов этого предприятия, объем необходимых ремонтных работ снижен до критического уровня. И это предприятие после того, как правительство объявило мораторий на рост тарифов, уже в течение трех лет имеет отрицательный финансовый баланс.
Вместо газа - уголь
Естественно, возникает предложение о необходимости снижения затрат. Именно так и ставил вопрос председатель Агентства по регулированию естественных монополий. Но за счет чего? Его оппоненты упорно доказывали, что в этом направлении все резервы исчерпаны. Относительно КТЭК Виктор Мейстер привел следующий расклад. Только на оплату сжигаемого на ТЭЦ газа тепловая компания тратит 79,9% своих расходов. А в ремонтный фонд идет всего 0,3%.
- Предприятие не может так работать. Топливная составляющая должна быть максимум 60%, тогда можно что-то ремонтировать, - так оценил это положение первый заместитель акима области уже в разговоре с премьер-министром. - Ремонтный фонд в тарифе должен составлять как минимум 10%. Мы не знаем пока, как решить эту проблему, но вопрос по газу должен быть как-то кардинально решен. Либо субсидировать так, чтобы на топливо расходовалось не больше 60%, или у нас будут вечные проблемы.
- Либо перевести на твердое топливо, - дополнил своего заместителя аким Костанайской области Сергей КУЛАГИН.
- А если на твердое топливо, есть технические обоснования? - сразу же спросил премьер-министр Карим МАСИМОВ.
Главе правительства рассказали, что в 80-е годы планировалось строительство за городом большой теплоэлектростанции, от которой под давлением «зеленых», отстаивающих чистую экологию, тогда отказались. Но проект остался, его только нужно переработать.
- Вносите предложения, - подвел черту под этой темой Масимов.
Пойдет ли по этому пути руководство региона, пока неизвестно. Ведь это дорогостоящий проект, его реализация если и состоится, то времени потребует много, а проблему нужно решать уже сейчас. На предстоящий отопительный сезон ее сгладили выделением из резервов правительства одного миллиарда тенге для компенсации увеличения расходов по закупке подорожавшего газа. А дальше?
В этой связи более предпочтительным выглядит обещание председателя Агентства по регулированию естественных монополий выйти с предложением в правительство о подготовке законопроекта, позволяющего дотировать предприятия коммунальной сферы. Правда, Виктор Мейстер по этому поводу сказал Нурлану Алдабергенову, что на данную процедуру тоже уйдет много времени, а тут нужны какие-то быстрые решения.
Будут ли повышать тарифы?
В общем, как ни крути, а вполне возможно, что потенциал увеличения тарифов в ближайшее время тоже будет использован. Сегодня его «затормозили» по причине проявления мирового кризиса, но уже по итогам первого полугодия статагентство республики сообщило о росте промышленного производства в Казахстане на 11% (в сравнении с этим же периодом прошлого года), об увеличении реальных доходов населения на 8,7% и розничного товарооборота на 13,1%. Чем не показатели для поиска аргументов в желании повысить плату за коммунальные услуги?
К слову, главе правительства показали сравнительную таблицу тарифов в Костанае и соседнем Кургане. Ему рассказали, что несколько лет назад у нас был губернатор Курганской области, когда в Костанае тарифы были в несколько раз выше курганских.
- Он спорил, что это невозможно, что у них так никогда не будет, - вспоминал Мейстер. - Сейчас у них тарифы в 2 раза выше наших.
Судя по приведенным данным, в Кургане действительно ситуация с тарифами хуже. Так, за горячую воду с одного кубометра воды там платят в переводе с рубля на казахстанскую валюту 1390,72 тенге, а в Костанае - 702,75 тенге, услуги водохозяйственной и канализационной системы у российских соседей стоят 832,17 тенге с одного человека, в Костанае - 395,14 тенге.
Правда, тут не все так просто, как это представляется в первом приближении. Климатические условия у нас схожие, живем на одной реке, вот только средняя заработная плата разная. В 2009 году в Костанае она составила 52 825 тенге, а в Кургане по информации их официальных сайтов она была 14 836,6 рублей. В переводе на нашу нацвалюту по курсу 01.01.2010 (1 рубль = 4,9 тенге), который использовался при подготовке вышеназванной сравнительной таблицы, средняя зарплата там достигла 72 699 тенге. Это, конечно, не в два раза выше костанайской, но разница в 20 тысяч тоже существенна.
Но дело тут, скорее, не в этом, а в схожести подходов. Если уже и россияне пошли по пути финансирования коммунальной сферы только за счет потребителей их услуг, то как бы ни мечтали тамошние губернаторы, объективная логика наверняка потребует «придавить» потребителей новой статьей расходов. Что чревато серьезными политическими последствиями. Там президент Дмитрий Медведев пока делает заявления о необходимости сдерживать рост тарифов, а у нас коммунальщики после нескольких лет такой практики уже криком кричат о помощи.
А деньги нужны немалые. По расчетам экономистов «Костанай-Су», только на обновление магистрального водовода с названием «Московский» потребуется более 2 млрд тенге. Он построен еще в конце 50-х годов прошлого столетия и, увы, имеет мало общего с древнеримским водопроводом, о котором говорят, что работает около 2 тысяч лет. Такие расходы не «потянет» даже местный бюджет. Тут нужна государственная программа. К сожалению, визитеры из Астаны на этот счет пока никак не высказались. Они много говорили о необходимости инвестиционных проектов, привлечения «частников», но в любом случае инвесторы только тогда начнут вкладывать в эти проекты деньги, когда их реализация будет приносить им доход. А источник тут один - плата за услуги, которую должны делать потребители.
«Спросим у пенсионеров»
Если уж речь зашла о плате, о реальных доходах населения, то во время встречи с главой правительства костанайские коммунальщики обозначили еще одну проблему, которая может «выйти боком» совсем с другой стороны. С обеспечения кадрами этой сферы. В поисках виновных в запущенности «коммуналки» мы нередко обвиняем руководителей этих предприятий в том, что они «положили» себе слишком высокую зарплату. По представленным ими данным, в 1998 году на КТЭК, например, именно так и было. Там средняя зарплата составляла 16 339 тенге, в то время как по Костанаю была 9 120, а по области - 8 436. Но уже в 2009 году картина резко меняется. На КТЭК этот показатель - 44 137 тенге, по Костанаю - 52 825, а по области - 49 110. Если сравнивать рост зарплаты за этот период по отраслям, то он один из самых низких. В структуре расходов КТЭК на фонд заработной платы приходится всего 9,4%. К этой цифре относиться можно по-разному, но согласитесь, что и этот резерв для увеличения ремонтных возможностей предприятия тоже уже исчерпан и тут, скорее всего, уже можно ожидать обратного эффекта. Завтра ремонтные работы проводить будет уже некому.
Весь этот экскурс по проблемам костанайских коммунальщиков высокопоставленные чиновники завершили тем, что председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов пообещал приехать в регион еще раз и во всем детально разобраться. В том числе и спросить мнение местных пенсионеров, на которых прежде всего сказывается тарифная политика государства.
Структура затрат на услуги по производству и доставке тепловой энергии ГКП "КТЭК"
Утвержденные тарифы и фактическая себестоимость 1 куб. м воды ГКП "Костанай-СУ" за 2006-2009 гг.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
ОПРОС
Как сделать предприятия коммунальной сферы финансово состоятельными?
Игорь КИСЕЛЕВ, директор ГКП «Костанай-Су»:
- По нашим расчетам, ежемесячная плата за услуги нашего предприятия для каждого потребителя в среднем составляет не более 200 тенге. Чтобы восполнить наши убытки, достаточно увеличить ее на 40-50 тенге. Это не так много. Или эти деньги направить из бюджета. При миллиардных расходах сумма в 50 миллионов, которых нам не хватает для «подтягивания» доходов до уровня себестоимости, небольшая. Зато она обеспечит бесперебойную подачу воды на ближайшие несколько лет. Что касается реконструкции, то здесь без участия государства вообще не обойтись.
Жаксылык МУХАМЕДГАЛИЕВ, директор ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания»:
- Учитывая, что большая доля расходов приходится на покупку газа, реально увеличить финансовые средства для ремонта можно было, если брать газ в Актюбинске или перевести ТЭЦ на уголь. Первый вариант, на мой взгляд, более дешевый и к тому же - экологичнее. Но это дело перспективы, а сегодня нужно эту проблему решать через государственное дотирование. Будет ли оно проходить через тариф или бюджетные деньги придут каким-то другим путем, но от этой меры эффект будет сразу же. Реконструкцию мы уже делаем через «Дорожную карту». Хорошо бы данную программу расширить и убрать некоторые бюрократические препятствия, которые этому мешают. Есть еще и некоторые неувязки в Налоговом кодексе, которые вынуждают нас платить налоги по искусственным причинам. А ведь налоги тоже начисляются из доходной базы, которая формируется из денег потребителей наших услуг.
Петр СВОИК, председатель общественного антимонопольного комитета (Алматы), кандидат технических наук:
- Я не знаю ни одного случая, когда бы предприятия коммунальной сферы обанкротили. Значит, при всех финансовых сложностях деньги у них есть. Это либо средства из местного бюджета, которые под разным видом компенсируют их расходы, либо использование каких-то внутренних резервов, о которых никто не говорит. Дело в том, что деятельность этих предприятий не прозрачна, поэтому говорить определенно о мерах их финансового спасения достаточно сложно. Сама по себе внутренняя структура их финансов так построена, что постоянно сохраняется возможность для воровства. Что зачастую и происходит. Нужен реально независимый аудит. Сегодня его нет. И не будет. До тех пор, пока не будут созданы такие аудиторские организации, в которые войдут «комиссары» от обществ, защищающих права потребителей.
Геннадий ЛОЗИЦКИЙ, ветеран труда:
- Проблему нужно решать кардинально. До тех пор, пока предприятиям коммунальной сферы не будет придан статус государственных организаций, их финансирование постоянно будет давать сбои. Обеспечение питьевой водой, теплом, газом и электричеством - это вопросы национальной безопасности, и обеспечение ими населения и предприятий должно решаться соответствующим образом. Оплата труда их работников, проверка качества предоставляемых услуг, содержание оборудования должно финансироваться государством, исходя из стратегического назначения этой отрасли.
Андрей КОВАЛЬ, начальник отдела КГУ, кандидат экономических наук:
- Тут может быть два подхода. Учитывая, что все оборудование и сети коммунальной сферы находятся в государственной собственности, нужно на государственные деньги провести их качественный ремонт и продать в частные руки. После этого строить отношения между услугодателями и потребителями на рыночной основе. Либо применить другой метод - также провести ремонт, но оставить все в государственной собственности и назначить квалифицированных менеджеров. И тот, и другой способы требуют огромных затрат, но это жизненно важная сфера, и нужно идти на любые расходы, чтобы ее сохранить.
Материалы номера