Как долго нам быть дикарями?
Михаил ГРИШКОВ
Вообще-то эти стандарты в Европе уже давно в ранге неписаных правил. Хотя в рамках ОБСЕ, видимо, с учетом того, что в этой организации присутствуют государства из бывшего СССР, специально были разработаны руководящие принципы по свободе мирных собраний, в которых все «разжевано» предельно ясно.
Однако кое-кому этого оказалось недостаточно. Мол, несерьезно это - всего-то уровень рекомендаций. Но вряд ли эти стандарты прописаны в какой-либо стране в ранг закона. Они скорее возведены в ранг аксиомы, которую нет смысла прописывать. Это так же, как не принято плевать на пол, быть обязанным приходить в строгом костюме и галстуке на официальный прием, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Нет таких законов. Но люди, не задумываясь, им следуют. Точно такие же стандарты присутствуют при реализации права на мирное собрание. Выйти на улицу и выразить свое мнение публично - в продвинутых странах обычная норма.
Точно так же, как нет закона, запрещающего гражданам дышать воздухом. Потому что дышать воздухом - это естественное право свободного человека. Точно так же для свободных людей естественно их право на мирные собрания. И это право не нужно регламентировать дополнительными законами и ограничениями. Это тот стандарт цивилизованности, который укоренился в общественной психологии и стал нормой жизни. Но это - в цивилизованных странах. В Казахстане и других, недоразвитых в части демократии государствах, такие стандарты в диковину. Мы их не впитали, что называется, с молоком матери, мы о них узнали недавно из тех самых международных пактов, которые подписали, желая выглядеть как другие цивилизованные нации.
Понятно, что наши чиновники еще не научились исполнять законы и нормы собственной Конституции, поэтому не могут всерьез воспринимать какие-то там стандарты. Отсюда и тотальное игнорирование всего законодательства в реальной жизни. Для нашего законодательства и тем более правоприменительной практики международных стандартов просто не существует, потому что Ак орда, видимо, не заинтересована в приведении законодательства в области свободных мирных собраний. В них власти усматривают ущемление своих прав по контролю над социально-политической ситуацией.
Сегодня правовая культура нашего общества определяет общую атмосферу правового нигилизма, при которой мы относимся к закону как к чему-то рекомендательному, а не обязательному. Дважды два в этой системе равно четырем только условно, окончательный результат вполне может быть другим. Грубо говоря, закон в Казахстане, что дышло - куда повернул, туда и вышло.
Материалы номера