Как долго нам быть дикарями?

Михаил ГРИШКОВ

После подписания международного пакта о гражданских и политических правах у казахстанцев появилось право проводить мирные собрания, не обращаясь за разрешением к властям. Но находятся и такие, кто спрашивает - почему наше законодательство должно учитывать международные стандарты и что это такое? И почему мы должны обращать внимание на какие-то стандарты, которые не имеют силу закона, а носят рекомендательный характер? Мол, в ситуации, когда возникают противоречия между международными стандартами и казахстанским законом, закон сильнее, а значит власти правы, когда запрещают митинги и наказывают организаторов несанкционированных акций.

Вообще-то эти стандарты в Европе уже давно в ранге неписаных правил. Хотя в рамках ОБСЕ, видимо, с учетом того, что в этой организации присутствуют государства из бывшего СССР, специально были разработаны руководящие принципы по свободе мирных собраний, в которых все «разжевано» предельно ясно.

Однако кое-кому этого оказалось недостаточно. Мол, несерьезно это - всего-то уровень рекомендаций. Но вряд ли эти стандарты прописаны в какой-либо стране в ранг закона. Они скорее возведены в ранг аксиомы, которую нет смысла прописывать. Это так же, как не принято плевать на пол, быть обязанным приходить в строгом костюме и галстуке на официальный прием, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Нет таких законов. Но люди, не задумываясь, им следуют. Точно такие же стандарты присутствуют при реализации права на мирное собрание. Выйти на улицу и выразить свое мнение публично - в продвинутых странах обычная норма.

Точно так же, как нет закона, запрещающего гражданам дышать воздухом. Потому что дышать воздухом - это естественное право свободного человека. Точно так же для свободных людей естественно их право на мирные собрания. И это право не нужно регламентировать дополнительными законами и ограничениями. Это тот стандарт цивилизованности, который укоренился в общественной психологии и стал нормой жизни. Но это - в цивилизованных странах. В Казахстане и других, недоразвитых в части демократии государствах, такие стандарты в диковину. Мы их не впитали, что называется, с молоком матери, мы о них узнали недавно из тех самых международных пактов, которые подписали, желая выглядеть как другие цивилизованные нации.

Понятно, что наши чиновники еще не научились исполнять законы и нормы собственной Конституции, поэтому не могут всерьез воспринимать какие-то там стандарты. Отсюда и тотальное игнорирование всего законодательства в реальной жизни. Для нашего законодательства и тем более правоприменительной практики международных стандартов просто не существует, потому что Ак орда, видимо, не заинтересована в приведении законодательства в области свободных мирных собраний. В них власти усматривают ущемление своих прав по контролю над социально-политической ситуацией.

Сегодня правовая культура нашего общества определяет общую атмосферу правового нигилизма, при которой мы относимся к закону как к чему-то рекомендательному, а не обязательному. Дважды два в этой системе равно четырем только условно, окончательный результат вполне может быть другим. Грубо говоря, закон в Казахстане, что дышло - куда повернул, туда и вышло.