И металл может уставать
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Комфортность поездки в современных автомобилях во многом обеспечивается более совершенной конструкцией подвески. Однако, контролируя ее техническое состояние, автолюбители зачастую считают, что главное внимание нужно уделять только амортизаторам. Что касается пружин, то их устройство, дескать, очень простое и ничего с ними случиться не может. Так ли это на самом деле? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Начнем с того, что роль пружин так же важна, как и амортизаторов. Они берут на себя достаточно большую часть динамических нагрузок. Поэтому при их внезапном разрушении, так же, как и при выходе из строя амортизаторов, движущийся автомобиль теряет управляемость. Особенно это опасно во время прохождения поворота. Но даже при внешней целостности пружины она может работать в таком режиме, что не справляется с предназначенными для нее нагрузками, и они в таком случае «достаются» амортизаторам, сокращая отведенный им срок эксплуатации.
По каким признакам можно определить, что пружины нужно менять? Стальной прут, из которого изготавливается эта деталь, после определенного срока эксплуатации теряет свою эластичность, и тогда автомобиль «проседает». Увидеть это можно, сравнивая с другой машиной той же марки. В случае неисправности одной пружины будет заметно, что машина перекошена. Свои сомнения можно проверить, замерив величину дорожного просвета. Если расстояние между порогом и поверхностью дороги будет меньше определенного для автомобиля данной марки, ваши догадки получат подтверждение. Правда, дорожный просвет может уменьшиться и по причине износа сайлентблоков, но чаще это происходит именно из-за выхода из строя пружин.
Может так получиться, что пробег у автомобиля вроде бы еще небольшой, чтобы говорить об «усталости» металла в пружинах, но во время работы подвески вы стали слышать какое-то щелканье. Это признак того, что у пружины лопнул один из витков. Такое случается после сильного динамического удара при наезде на какую-то дорожную неровность. Пружину в таких случаях нужно менять. Причем во всех случаях замену делают обеих пружин, как это делают с амортизаторами.
Вообще, специалисты говорят, что пружины нужно менять через 100 тыс. км пробега. Если автомобиль эксплуатировался на хороших дорогах, этот срок можно продлить, но тогда эту операцию обязательно нужно сделать во время второй замены амортизаторов.
Бывает и так: возникла необходимость обновить амортизаторы. Когда водитель начинает это делать, то обращает внимание, что пружины у его автомобиля имеют не классическую цилиндрическую форму, а изогнуты в виде банана. Или пружина имеет переменный шаг навивки и переменный шаг витка. В таких случаях не нужно спешить с выводами. Это означает, что на машине установлена так называемая самонастраиваемая подвеска. Такая конструкция во время движения автомобиля призвана увеличить комфортность водителю и пассажирам.
Наши дороги хотя и стали в последнее время лучше, но причин для преждевременного выхода из строя пружин подвески еще слишком много. Поэтому советую выбирать такую тактику вождения, при которой неровности на дорогах преодолеваются мягко. В особенности, если пробег вашего автомобиля давно уже перевалил за вышеназванную цифру. Не будет лишним проверить пружины и во время подготовки к обязательному ежегодному техосмотру. Тем более, что сейчас на костанайских СТО для этого есть соответствующее оборудование.
Материалы номера