Через барьеры - навстречу друг другу?

По этому пандусу к дверям стоматологической поликлиники не подняться

Галина КАТКОВА

Здоровые напористо уверяют инвалидов на колясках: «Вы не в лесу...»

А впечатление, когда стоишь перед зданием библиотеки и не можешь в него попасть, что не просто в лесу, а в джунглях, не тронутых цилизацией. Первый этап реализации в Костанае активистами общественного объединения « Yмiт - Надежда» социально-значимого проекта «Жизнь без барьеров» занял всего час времени. Но эмоций хватило. И проблемы жгучее июньское солнце высвечивало, как бестеневая хирургическая лампа - во всех подробностях.

До двери - удобно

Этот проект «умитовцы» придумали для того, чтобы оценить соответствие объектов инфраструктуры областного центра требованиям казахстанского законодательства. Ведь по крайней мере в двух наших законах - «О соцзащите инвалидов» 2005 года и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» 2001 года - прописаны нормы, исполнение которых вполне обеспечивает инвалидам возможность свободно передвигаться в населенных пунктах и беспрепятственно попадать в госучреждения, магазины, аптеки и так далее.

Все знают, что на практике это не так. Но проблему научились красиво декорировать. Это когда пандусов с блестящими поручнями становится все больше, только ведут они - с точки зрения человека с ограниченными физическими возможностями - в никуда.

В Центре обслуживания населения по улице Тарана, например, пандус отличный, очень пологий. Его и в первый свой заход оценил «умитовец» Жанат ХАМЗИН - ему не так давно понадобилось сменить удостоверение личности.

 - Пандус удобный, - рассказывал Хамзин, пока участники акции ждали на крыльце ЦОНа представителя отдела архитектуры, который должен был присоединиться ко всем, - но в здании выяснилось, что мне надо в операционный зал на втором этаже. Подъемника нет. Я предложил, чтобы ко мне спустились сотрудники. Сказали, что нельзя. Пришлось водителю нашего инватакси помогать мне взбираться наверх.

Представителя архитектуры, к слову сказать, так и не откликнувшегося на приглашение общественного объединения инвалидов, ждали десять минут. За это время наша импровизированная пресс-конференция в окружении теле- и фотокамер не могла не привлечь внимания. Тем более, что в ней участвовали депутат гормаслихата Владимир Баранов и депутат маслихата областного Римма Бектурганова. В итоге на крылечко вышла директор областного Центра обслуживания населения Гульнара ТУЛЕНОВА. Ее тут же последовавший комментарий опередил большую часть вопросов.

 - Здание приспособленное. В этом году запланирован его ремонт с элементами реконструкции, - сказала Туленова, - хотим, чтобы здесь были двери, которые сами раздвигаются перед входящим. И 6 окошек операционистов по всем направлениям услуг расположатся на первом этаже. 

Предположительно ремонт в августе должен быть завершен. Если, конечно, без сучка и задоринки пройдет конкурс по госзакупке ремонтных работ. Мы попросили директора ЦОНа «проиграть» худший сценарий: ремонт задерживается, а пользоваться услугами центра людям на инвалидных колясках нужно уже сейчас. Например, менять удостоверения личности по достижении определенного возраста. Туленова предложила составить списки, дала контактный телефон 64-16-08 и сказала, что есть возможность колясочников документировать дома. Если же все-таки захотят все сделать сами, сотрудники ЦОНа во всем помогут.

Жанату Хамзину не помогли, напомнили упертые журналисты. Директор признала, что люди разные работают... Сошлись на том, что «умитовцы» подготовят и проведут встречу с сотрудниками Центра обслуживания населения, расскажут, что по закону им должно быть обеспечено в любом присутственном месте.

Будьте готовы нести

 - Мы такие встречи запланировали еще на железнодорожном вокзале и в аэропорту, - рассказывала, пока коляски катили к следующему объекту, заместитель председателя ОО «Yмiт - Надежда» Аруна ЖАКСАГУЛОВА. - Там есть своя специфика, и персонал должен знать, какие условия обязан создать для инвалидов. Мы ведь этот проект затеяли не для того, чтобы кого-то уличать, тем более, что примеров нарушения нашего права на свободу передвижения и доступа куда бы то ни было - масса... Мы же пытаемся начать с информирования, найти взаимопонимание.

Очередная остановка - у модного магазина Finn Flare. До него от ЦОНа рукой подать, но все равно нужно съехать с одного тротуара, пересечь проезжую часть и въехать на другой. Тротуарные съезды, приспособленные для колясок, - гордость Костаная. Инвалиды после поездок в другие города не  устают с благодарностью говорить об этом на любых совещаниях с представителями власти. Но... это все-таки аванс благородных людей. Далеко не везде эти съезды идеальны. Кажется, какая ерунда, что тротуарный пандус начинается с 5-7-сантиметрового «порога», выступающего над асфальтом. Да, для спортивного Хамзина - это не препятствие, а вот для женщин, для людей с менее сильными руками (часто это следствие заболевания) - уже проблема. На крошечном участке улицы Тарана Аруна это демонстрировала на своей коляске трижды.

К магазину ведет пандус, который инвалиды, въехав на него, оценили на «хорошо» - сказали, чуть менее удобен, чем в ЦОНе, но тоже пологий, вполне приемлемый. И даже к порожку на входной двери отнеслись снисходительно. Но на второй этаж торговой точки ведет лестница из двух пролетов. В отсутствие подъемника инвалиду на коляске ее не преодолеть. Работникам магазина придется потенциального покупателя туда заносить. Кстати, чтобы сделать это, надо иметь определенную сноровку.

А нуждаются ли они..?

В научно-техническую библиотеку участники рейда не попали вообще. Нет у человека на коляске абсолютно никакой возможности туда проникнуть. И ступенек-то всего три, но не вскарабкаешься. Если даже кто-то добрый тебя на них вознесет, то путь преградят двери, одна створка которых поверху «запенена», видимо, еще с зимы, вторая открывается не полностью - массивная ручка упирается в радиатор отопления. Коляске никак не протиснуться.

Но спор зашел поначалу о другом. В ответ на вопрос депутата Владимира Баранова, как быть с посетителями-инвалидами, которые ждут на жаре у крыльца никому не нужные, библиотекари поинтересовались, а зачем такие читатели вообще к ним пожаловали. Они точно знают, что им сюда нужно? Дескать, библиотека специализированная, литература сложная, услуги платные. Подчиненных активно поддержала и директор Валентина КУДИНОВА.

- Вы на самом деле считаете, что инвалидам ваша литература ни к чему? Да многие из них учатся. И учатся в вузах! - возмутился депутат Баранов.

Директор стала говорить о возможности обслужить заявки такого контингента дистанционно, через общество инвалидов, а если они подъехали вот так, сами по себе, без предупреждения, то все-таки не в лесу находятся, вокруг люди ходят, можно попросить помочь. Потом речь зашла о том, что какие уж тут специальные удобства для колясочников, когда много лет библиотека не ремонтируется вовсе...

Договорились под доброжелательным нажимом депутата Бектургановой, что библиотека установит на фасаде в пределах досягаемости человека, сидящего на коляске, кнопку вызова. И соорудит деревянный переносной пандус, благо крыльцо в ней невысокое. Кстати, в отличие от многих городских новостроек, которые «садятся» в центре аккурат на «красную линию» застройки и которым поэтому негде поставить нормальные стационарные пандусы, библиотека место под такой имеет. Денег не имеет. На входе в стоматологическую поликлинику «Коктем-3» пандус красивый - перила сверкают, облицован гладкой и наверняка скользкой под дождем плиткой. Красив настолько, что больше похож на элемент украшения фасада, чем на самом деле и является. Его попытался штурмовать Жанат Хамзин на своей коляске. Безуспешно. А Жанат, между прочим, участник гонок на колясках, человек сильный и тренированный. Пока его попытки достигнуть дверей медучреждения фиксировали фотографы, рядом остановилась женщина, заявившая, что она «руководитель учреждения, которые вы тут зачем-то снимаете». Самой знаковой фразой ее комментария была сакраментальная «Они же не в лесу...» И дальше - надо попросить прохожих вызвать кого-нибудь из поликлиники, а уж там всегда помогут. Пока произносились эти слова, корреспондент «НГ» прошел в регистратуру и спросил у двух тамошних сотрудниц, как быть с инвалидами.

 - А чего они хотят?

-  Зубы полечить. У вас по пандусу не въедешь, их может кто-нибудь внести?

Дамы переглянулись, и одна неуверенно ответила, что некому. Наверно, если бы мы настаивали, кого-нибудь все-таки нашли бы. Но трудно предполагать, что некий прохожий станет это делать для совершенно чужого человека.

Самое обидное, что в самой поликлинике есть лифт и к кабинету врача добраться на коляске можно без особых проблем. Но ты сначала войди в поликлинику - пандус убийственный, внутри даже к регистратуре надо подняться по лестнице. До уличной кнопки вызова - она предусмотрена для ночных пациентов - люди на коляске не доберутся.

Эту кнопку руководитель учреждения пообещала сделать доступной для них. Сказала «без проблем». Что будет с бесполезным пандусом, так и не решили.

- Аруна, давайте мы, депутаты, вместе с вами напишем ходатайство в управление архитектуры и градостроительства, чтобы в комиссии по приемке общественно значимых объектов включали и представителей НПО, которые защищают права инвалидов, - предложила Бектурганова.

Естественно, инвалиды согласились. Не могу не напомнить, что по закону в таких госкомиссиях обязательно должен участвовать представитель территориальных органов соцзащиты, обязанный бдить за соблюдением прав инвалидов. У нас, следовательно, бдит вполглаза.

Что показал первый этап реализации «умитовского» проекта?  Законные требования воспринимаются по большей части как благие пожелания. Жестко за эти нарушения никто ни с кого не спрашивает. Инвалидам все время предлагают одалживаться милосердием. Их такая ситуация больше не устраивает. Впереди еще несколько этапов проекта, к началу следующего есть смысл посмотреть, как выполнили свои обещания те, кого «умитовцы» посещали в этот раз.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА