Не перегреть и не перезарядить.
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Летом автолюбители используют свои машины более интенсивно и поэтому считают, что проблем с зарядкой аккумуляторной батареи быть не должно. Оказывается, и в теплое время года с этой стороны могут быть сюрпризы. Как их избежать, рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Мне рассказывали случай, как один автолюбитель с семьей ездил в лес - собирать грибы. Походили они полтора часа, собрались возвращаться домой, а двигатель не запускается. Аккумуляторная батарея разрядилась. Как известно, за пределами населенного пункта Правила дорожного движения требуют включать фары ближнего света. Когда приехал в лес, он забыл их выключить. С хорошо заряженной батареей такого не произошло бы.
Дело в том, что в летнее время существуют некоторые особенности, которые могут негативно сказаться на надежности стартерных аккумуляторных батарей. Я имею в виду высокую температуру наружного воздуха. В этом случае в банках происходит более интенсивное выкипание воды из электролита. В результате его уровень может оказаться ниже допустимого и тогда нормальный режим подзарядки нарушается. Мало того что степень зарядки может оказаться неожиданно низкой и создать водителю проблемы, так еще и обнаженные пластины начинают разрушаться, резко сокращая срок службы батареи.
Есть и другая причина выкипания. Электронные регуляторы величины зарядного тока допускают некоторые погрешности: в ходе эксплуатации при некоторых режимах работы двигателя ток зарядки может быть ниже или выше допустимого. И тот, и другой варианты нежелательны, но их явно не избежать. Однако нужно иметь в виду, что повышенный ток ведет к перезарядке аккумуляторов, который в свою очередь сопровождается дополнительным нагревом электролита. Как следствие - испарение воды. Понятно, что летом это происходит интенсивнее. К перезарядке может привести и длительная, более 12 часов, непрерывная поездка. (Это относится к легковым автомобилям.)
Все эти обстоятельства диктуют необходимость летом уровень электролита проверять чаще. Если вы увидели, что пластины обнажились, нужно долить дистиллированную воду. Сейчас, правда, иногда применяют термин «очищенная вода», не раскрывая, что это означает. Но если вы, руководствуясь такой неясной рекомендацией, зальете обычную водопроводную воду, пропущенную через фильтр, то сделаете большую ошибку.
Рекомендую в летний период чаще замерять плотность электролита. Так вы узнаете степень зарядки. Соотношение между этими показателям приводится в специальной таблице. Если заряженность составляет менее 60%, то при длительной работе в таких условиях ресурс батареи быстро снижается.
Все это касается так называемых обслуживаемых батарей. Тех, которые имеют заливные пробки. «Необслуживаемые» батареи сконструированы так, что вода из электролита не должна испаряться. Но это не означает, что не нужно контролировать степень зарядки. Ее проверяют прибором. В случаях перезаряда электролит в таких батареях нагревается в большей степени. Поэтому тут особенно важен режим обдува батареи в подкапотном пространстве. Обычно место их установки предусматривает воздушные коридоры для охлаждения, но иногда водители проявляют самодеятельность и делают перестановку, не думая об условиях обдува. А некоторые, купив новую батарею в полиэтиленовой упаковке, так ее и ставят.
Не будет лишним проверить летом исправность электрооборудования. Например, неполадки в стартере могут привести к увеличению потребляемой мощности, что сильнее «истощает» аккумуляторы.
И еще один момент. Если уж так случилось, что батарея оказалась в глубокой разрядке, поспешите ее зарядить. Иначе вскоре придется покупать новую.
Материалы номера