Крутой поворот
Анастасия САВИНЫХ, «Известия»
Документы о создании единой таможенной территории Россия и Казахстан подписали... без Белоруссии. Так и не найдя общего языка с Москвой в вопросе о пошлинах на нефть, Минск вообще решил не участвовать в переговорах. Но этот демарш партнеры по Таможенному союзу восприняли снисходительно.
Неделю назад, когда главы правительств России, Белоруссии и Казахстана попытались договориться об общих правилах игры на общей же таможенной территории, переговоры зашли в тупик. Россия грудью защищала свой автопром и не хотела уступать в вопросе пошлин на ввоз иномарок. Казахстан прикрывал своих «челноков» и торговался об объемах беспошлинного провоза китайского ширпотреба. А Белоруссия не оставляла попыток выторговать скидки на нефть и нефтепродукты. Причем Астана даже была готова отозвать все свои требования, в случае, если бы Москва и Минск смогли договориться. Переговоры возобновились спустя неделю. И Белоруссия преподнесла сюрприз. В последний момент премьер страны Сергей Сидорский вообще отказался лететь в Санкт-Петербург.
- Я разговаривал по телефону со своим коллегой, и он проинформировал меня со ссылкой на президента Белоруссии о том, что Белоруссия готова к подписанию документов, - сообщил премьер-министр России Владимир ПУТИН. - Вопрос - в согласовании между белорусскими ведомствами экономического блока некоторых технических деталей. Так мне было сказано.
Но встречу со своим казахстанским коллегой Путин отменять не стал. Правительства двух стран решили пустить в ход запасной план - договариваться между собой. Тем более что за истекшую неделю противоречий между переговорщиками заметно поубавилось. Точнее, со скидкой на исход Белоруссии их вообще не осталось.
- По сути, осталось одно разногласие, не связанное с Таможенным союзом, - признался российский премьер. - Это экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Я хочу еще раз подтвердить позицию России, что с момента ратификации соглашения по единому экономическому пространству такие пошлины в торговле между нашими государствами применяться не будут.
Напомним, что Белоруссия хотела бы получать беспошлинную нефть по внутрироссийской цене не только для своих нужд, но и для реэкспорта после переработки. Но Москва не стала отдавать Минску сверхприбыли нефтяников, которые сейчас идут в российский бюджет.
Другой серьезный камень преткновения - пошлины на ввоз иномарок - удалось отодвинуть. До момента перехода на единый таможенный тариф, который давно уже согласован, для автолюбителей будет действовать «переходный» порядок. Скорее всего он закончится 1 января 2011 года. До этого момента каждый житель Казахстана будет иметь право раз в год ввозить в свою страну авто по сниженной ставке. При этом хозяин машины сможет беспрепятственно въезжать на территорию России. Но без уплаты полной пошлины автовладелец не сможет ни доверенность оформить, ни продать авто.
Так что с 1 июля единый Таможенный кодекс и единая таможенная территория будут действовать. Пусть только для России и Казахстана. Свои доли при поступлении от импортных пошлин в рамках Таможенного союза участники тоже переделили. Изначально пропорция была такой: Белоруссия получала 4,7%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%. Если Белоруссия с 1 июля к «тройке» не присоединится, то России достанется 92,31%, а Казахстану - 7,69%.
Путин и Масимов, конечно, в один голос твердили, что ждут Белоруссию с распростертыми объятиями. Но оба все же заявили - если Минск так и не одумается, ничто не помешает нашим двум странам спокойно пойти вступать в ВТО вдвоем. Более того, Путин даже обмолвился, что «в таком формате присоединение к ВТО будет легче».
Фото www.liter.kz
Материалы номера