За него не головой отвечают

Семен СУХАНОВ
Но, как говорится, свежо предание, а верится с трудом. Все делается по той же технологии, что и прежде. И не будем перечислять (кто вспомянет прошлое, тому...), зрение, знаете ли, беречь надо. А вот как и где до дней наших отвечали за это качество - вспомнить нелишне.
Скажем, сотни тысяч дорог, мостов и тоннелей, сработанных свободными гражданами и рабами Древнего Рима, были в исправном состоянии больше полутора тысяч лет. Да и тамошняя канализация, по трубам которой проезжали на лодках, прослужила 1000 годов. А за плохое качество, если такое находили, наказывали, не дожидаясь конечного срока, столь долго бракоделы не жили: их буквально головы лишали.
А позже в России, при проходе первого поезда по новому железнодорожному мосту, под него вставали главные проектировщики и строители. Над головой громыхало и вздрагивало, а главные «виновники» торжества стояли спокойно, веря в дело голов и рук своих. А сейчас есть анекдот: на ТВ звонят и приглашают заснять проход поезда по новому мосту, но телевизионщики, узнав, что мост не рухнет, отказываются - это не новость. И мы уж как-то привыкли к тому, что все взрывается, рушится, заливается водой, горит... Плохая привычка, ставшая в жизни обычной, постоянной.
После войны в СССР был сконструирован и сделан первый бронированный легковой (но не легкий) автомобиль для высокопоставленных лиц. Надежность его проверили не хуже, чем в Древнем Риме: Лаврентий Берия усадил главных разработчиков и автостроителей, причастных к новинке, в салон авто, после чего приказал автоматчику открыть огонь на поражение через броню и стекла. Все осталось целехоньким, автомобиль пошел в серийное производство. И во всем остальном не совсем так, но явный брак и даже малое несоответствие требованиям не допускались. Вот и слышишь теперь порой в адрес наших «высококлассных» спецов: «Сталина на вас нет!» Да и не надо его нам, но вот другие некоторые руководители (Андропов, к примеру) были бы востребованы по всему СНГ.
Ну что же это такое? Шахтеров в Кузбассе гибнет в три раза больше, чем в США. В маловодном Казахстане плотины рушатся. Повсеместные аварии автотранспорта на плохих дорогах... Да разве все перечислишь.
В чем же главное таких бедствий? «Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество», - говорил французский философ-материалист Клод Гельвеций более двухсот лет назад. Казалось бы, что при теперешнем развитии науки и техники такого «качества» жизни, что мы наблюдаем, уже и в помине быть не должно. Но присутствует. Особенно там, где правит денежный мешок, где люди только ему подвластны. И где самые умные головы ему нередко продаются.
Материалы номера
