Образование или образованность?
Сарсенбай НИЯЗБАЕВ
Извинения той плеяде профессорско-преподавательской, которая ковала кадры для могущества нашей, тогда общей Родины. Можно, конечно, занудливо изображать дискуссию о том, как прогнившая верхушка КПСС не смогла достойно распорядиться этим кадровым потенциалом, проморгала агентов влияния, об ущербности планового хозяйства перед рыночной и так далее. Но сейчас не об общем, а о частном. Об образовании.
Вот когда о нем-то заходит речь в нашей с вами действительности, поговорка аккурат к месту и времени. Только когда мы говорим «баран», ассоциативный ряд выдает нам твердый зеленый американский денежный знак. Остальное по тексту.
Дензнаков много. Шутка ли, даже в нашем маленьком городке высших учебных заведений стало на порядок больше. Ощутимых результатов обещанной тотальной ревизии на предмет соответствия этих учебных заведений статусу вуза мы не дождались. Есть, конечно, пара-другая крупных с традициями, с кадрами. Но в остальные-то откуда, господа, вы набрали профессорско-преподавательский состав, который, судя по настойчивой рекламе, - сверхкачественный. Ну и, следуя логике рынка, знания, которые они дают, должны быть достойно оплачены с карманов, естественно, родителей.
Правда, количество отгруженных денег никак не трансформируется в качество полученных знаний. Пирамидками попахивает. Конвейер каждый год выкидывает на рынок труда тысячи молодых людей с дипломами в руках, на которые зачастую работодатель смотрит просто из чувства такта, поскольку это документ об образовании, но, к великому сожалению, не об образованности его владельцев. В Советском Союзе такого моветона не было. Точно. Это первое.
Второе. Зачем нам такое количество специалистов, даже если мы теоретически допустим, что все они высокого уровня? Юристы и экономисты с высшим образованием работают охранниками или, положим, таксистами Явление уже неудивительное, можно сказать, обыденное. Единственный плюс этого, возможно, сознание пассажира, что его везет водитель с высшим экономическим образованием.
В нашей Кустанайской области население было больше, чем сейчас. А вузов было всего три. В Костанайской области же - наоборот.
Жесткий отбор в высшие учебные заведения раньше предполагал благодатную почву, куда высококвалифицированные педагоги могли сеять знания, так необходимые для общества и народного хозяйства. Мы уже вырабатываем тот потенциал образованности, полученный в СССР. К счастью, в отличие от нефти, он возобновляем! Правда же?! Хочется, чтобы для всех было определенно и ясно: после окончания вуза образование его выпускников должно быть равно образованности. Не больше, но и категорически не меньше.
Материалы номера