Пора делить полномочия

Негмет СУХАНОВ

11 мая исполняется 20 лет со дня создания простейшего самоуправления в Костанае. В 90-х годах оно было распущено из-за отсутствия правового поля и экономической основы. А между тем местное самоуправление (МСУ) стало лозунгом политических движений и правовых реформ 19-го века в передовых европейских государствах! Они исходили из того, что МСУ - это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти.

Костанайский опыт развития МСУ был уникален и прост, он блестяще доказал ту простую истину, что делегирование полномочий, деление городской власти по горизонтали и «спускание» полномочий вниз 12-ти комитетам территориального самоуправления дает должный результат - эффективность управленческой деятельности городской власти. К сожалению, сегодня нет таких комитетов, которые были бы, с одной стороны, опорой исполнительной власти, а с другой - зависимы от местного населения и подотчетны им.

Я твердо убежден: никакой самый выдающийся аким даже при расширении своей самостоятельностине сумеет оперативно и одинаково квалифицированно охватить своим вниманием все вопросы, обязательно что-то упустит. И эти упущения сейчас видны невооруженным глазом. Из-за них  исполнительную власть не критикует разве что ленивый. Активные граждане свои претензии высказывают на ежегодных встречах с акимами и через прессу, да и сам президент в прямом эфире еще раз убедился, сколько еще существует бытовых проблем граждан, и в жесткой форме потребовал от местных исполнительных властей эффективных мер в решении этих вопросов.

Причем эти проблемы и упущения носят системный,  хронический характер. Например, не от хорошей жизни акимат области был вынужден просить помощи у сельских районов и городов, чтобы они взяли шефство над костанайскими улицами и привели их в надлежащий вид. Низкий им поклон за это! Но иногда в голову приходит крамольная мысль: может, нашим шефам по плечу взять на себя еще по одной улице?!

Или возьмем проблему воспитания и становления личности гражданина. Многие учителя считают, что школьная среда - это та точка, в которой формируется завтрашняя культура общества. Но дети находятся не только в школьной среде. Неорганизованная внешняя среда порождает негативные привычки и сводит на нет усилия учителя по воспитанию подрастающего поколения. Можно рассчитывать на успех, только сломав «перегородки» двух сред, объединившихся в интересах ребенка, оптимально используя ресурсы и возможности власти!

К сожалению, местная власть не имеет никаких рычагов влияния на горожан, кроме призывов типа «Давайте жить красиво и цивилизованно!». Остается надежда на местных народных избранников, однако осуществлять многообразную роль депутата в неорганизованных сообществах просто невозможно, в результате отсутствует их взаимосвязь со своими избирателями.

Поэтому возникает реальная необходимость передачи части полномочий местным органам самоуправления, как это произошло в начале 90-х годов прошлого века в Костанае. Ведь конечная цель самоорганизации населения - чтобы каждому жителю в городе было хорошо, и зависело бы это от каждого. Давайте же будем стремиться к этому!