Считайтесь с физикой
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Состояние наших дорог таково, что от случаев, когда ваш автомобиль неожиданно угодит колесом в яму, залитую водой, никто не застрахован. После таких поездок нередко приходится обращаться в мастерскую, которая занимается выправлением дисков. О том, что стальные диски после деформации от динамического удара можно восстановить, многие знают. А если на автомобиле установлены «титановые»? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Начнем с того, что называть колесо «диском» в принципе неверно. Специалисты диском называют лишь одну из деталей колеса. Он - диск - расположен между ступицей и ободом, на который одевается покрышка. Исходя из технологии изготовления колес, их разделяют на три вида: штампованные стальные, литые из алюминиевых сплавов и колеса из алюминиевых сплавов, изготовленные методом объемной штамповки.
Откуда появилось слово «титановые», сказать сложно. В обиходе многие автолюбители так называют колеса, изготовленные из легкосплавных материалов, в основе которых - алюминий, а не титан. Заблуждаясь по поводу металла, из которого сделаны такие колеса, многие водители считают, что они имеют титановую прочность, а потому их деформации можно не бояться.
К сожалению, это не так. Хотя они действительно в 2,5 раза прочнее стальных колес. Есть и другие преимущества. Поскольку их масса значительно меньше, автомобиль быстрее набирает скорость и тормозит, что дает экономию топлива. К тому же в случае экстренного торможения через такие колеса лучше отводится тепло от тормозной системы. Уменьшается и динамическое воздействие на подвеску. Причем из названных трех видов колес самый больший запас прочности имеют те, что изготовлены методом объемной штамповки.
Однако при всех своих положительных свойствах колеса из легкосплавных материалов ремонту не подлежат, несмотря на то, что на нашем рынке услуг есть люди, которые предлагают их восстановить. Тут я могу сослаться лишь на мнение специалистов. А они утверждают: физика сплавов из легких металлов такова, что однократная пластическая деформация изготовленных из них деталей имеет необратимый характер. То есть на специальном станке можно восстановить внешнюю форму колеса, но останутся микротрещины, наличие которых впоследствии может принести большие неприятности. Особенность сплавов еще такова, что даже при покраске с применением высоких температур нагрев колеса до температуры свыше 90 градусов приводит к потере пластичности материала, из которого оно изготовлено. А это в ходе эксплуатации может привести к образованию трещин, а при сильном ударе - к разрушению.
Эти факторы настолько серьезны, что, как пишут в специальных журналах, в Европе даже существует законодательный запрет на ремонт легкосплавных колес. В том числе и на изготовление для этих целей специального оборудования. За его нарушение компании лишаются лицензии на все виды автоуслуг.
Поэтому, если уж вы решили заменить стальные колеса на легкосплавные, то покупайте и запасное. Если не сделали этого раньше, то при замене рекомендую приобретать колесо того же изготовителя, от которого установлены другие колеса. И обязательно у авторитетного изготовителя. На нашем рынке много подделок.
Имейте в виду, что при установке таких колес их характеристики обязательно должны совпадать с теми стандартами, которые для них прописаны заводом-изготовителем вашего автомобиля. Например, иногда, желая увеличить ширину колеи (так улучшается устойчивость машины на поворотах), ставят колеса с увеличенным вылетом обода. Но при этом возрастают нагрузки на детали подвески и подшипники ступиц. При неправильном подборе колес в определенных случаях они могут даже разбортоваться.
Материалы номера