«Удержать» дорогу
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
С наступлением дачного сезона у многих автолюбителей появляется необходимость перевозить различные грузы. Для этих целей они начинают приспосабливать свой легковой автомобиль. Да и в других случаях нет-нет, да приходится везти телевизор, холодильник или другие бытовые приборы. Чего уж говорить о сельчанах, которые таким образом привозят в город мясо на продажу, а оттуда домой везут промышленные товары. Нужно ли соблюдать какие-то правила при таких перевозках? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Какие условия нужно соблюдать при перевозке грузов, прописано в соответствующем разделе Правил дорожного движения грузов. Могу лишь их напомнить и в то же время поделиться опытом и рассказать о некоторых неписаных законах, несоблюдение которых может привести к большой беде.
Что нужно делать, если вы собрались перевезти какой-то груз? Прежде всего нужно знать грузоподъемность вашего автомобиля, для того, чтобы машину не перегружать. Прописную истину, что из-за перегрузки сокращается срок службы деталей автомобиля, знают, наверное, все. Тем не менее идут на это, надеясь на дополнительный ресурс прочности или предполагая, что свой автомобиль все равно продадут. Но есть еще один фактор, который многие не учитывают. А он может дать знать о себе уже во время поездки. Конструкция подавляющего большинства легковых автомобилей устроена так, что весом машины передняя ось нагружена в большей степени, чем задняя. Но эта же ось является управляемой, а значит именно она «держит дорогу», то есть определяет направление движения. Учитывая, что перевозимый груз в легковых автомобилях размещается в задней его части, вес при загрузке с передней оси перераспределяется на заднюю ось и контакт управляемых колес с дорогой ухудшается. Любой водитель грузовика скажет вам, что он это чувствует по поведению руля управления.
Перегрузив свой автомобиль, вы будете надеяться, что управляемость у него прежняя, но это уже не так. Вашу машину даже на сухой дороге может занести, повышается вероятность оказаться в кювете.
Но и в случаях нормальной загрузки советую соблюдать некоторые правила. Во-первых, тяжелый груз не размещайте в задней части багажника. Мало того, что он и в этом случае отрицательно будет влиять на сцепление передних колес с дорогой, груз еще создает напряжение в несущих частях конструкции кузова, расположенных за задней осью. Поэтому не поленитесь - передвиньте такой груз ближе к водителю.
Если груз решили разместить на задних сиденьях (по центровке это более благоприятное место), то не забудьте его закрепить. Иначе в случае экстренного торможения он может нанести травму водителю или пассажиру на переднем сиденье.
Относительно поперечной оси груз рекомендуют распределять равномерно. Так все колеса будут иметь примерно одинаковое сцепление с дорогой. Это относится и к рассадке пассажиров.
Большую опасность представляет перевозка большого объема жидкостей. Она инертна, поэтому при торможении или поворотах может сдвинуться с места и даже привести к опрокидыванию автомобиля. Так что, если собрались перевозить жидкость, то нужно, чтобы емкость с ней была заполнена полностью, и она, конечно же, должна быть хорошо закреплена.
Груз часто возят на внешних багажниках, установленных сверху автомобиля. Он также должен быть хорошо закреплен. Что касается места его расположения, тут возможны варианты. Например, у переднеприводных машин передние тормоза усиленные, поэтому, чтобы при экстренном торможении груз не сорвало с багажника на капот, его можно разместить ближе к задней части открытого багажника.
Материалы номера