Сигнализатор любой ценой
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
В одном из прошлых номеров мы писали о рудненском табу на газовые автобусы. Напомним, что 30 марта около 100 единиц общественного транспорта не выпустили на линию, из-за чего многие рудничане не смогли вовремя попасть на работу. Причиной инцидента стало отсутствие сигнализаторов утечки газа, которые, согласно ГОСТам, должны быть в комплектации каждого автобуса. Надежды пассажироперевозчиков на то, что полиция сменит гнев на милость и через день-два все-таки вернет газовые автобусы на улицы города, не оправдались до сих пор. На сегодняшний день результат «антигазовой акции» таков: собственники устаревших автобусов терпят убытки, а рудничане по утрам не могут уехать на работу.
- Мы не раз предупреждали водителей о том, что нужно поставить датчики, - комментирует старший госавтоинспектор отделения дорожной полиции УВД города Рудного Александр КИЯНОВ. - Целых полгода писали им письма, проводили беседы с начальством. Всякому терпению есть конец, тем более во главе угла стоит безопасность пассажиров. Хотя перевозчики ведут с нами переговоры о том, чтобы мы изменили свое решение, но мы считаем такой шаг неприемлемым. Мы и так с пониманием отнеслись к проблеме. Сотрудники дорожной полиции имели право за каждый выход на маршрут штрафовать водителя на 5 МРП. По сути мы поступили гуманнее.
По информации отделения дорожной полиции, на сегодняшний день рудненских пассажиров обслуживают только 4 газовых автобуса марки ЛИАЗ, хозяева которых подсуетились и в свое время установили датчики. Остальные же будут простаивать до тех пор, пока их не приведут в соответствие со всеми ГОСТами - полицейские твердо держат свою линию.
В чем проблема? Неужели стоимость газовых сигнализаторов так высока, а владельцы автобусов настолько скаредны, что скорее готовы терпеть убытки от вынужденного простоя?
- Дело не в цене, - заявил «НГ» директор ТОО «Простор» Иван ТУЛБА, фирма которого занимается техническим обслуживанием транспорта. - Датчики не так дорого стоят - около 19 000 тенге с учетом транспортировки. Не думаю, что для большинства водителей-частников это совсем уж нереальная сумма. Они бы и рады приобрести сигнализаторы утечки газа, но все дело в том, что в Казахстане их не производят, а в России не так давно перестали выпускать по причине неэффективности. Получается, дорожная полиция ставит перед нами задачу - пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что. Сейчас, когда вопрос уже встал ребром, мы кое-как, используя личные связи, вышли на один московский завод-изготовитель, который согласился сделать на заказ 48 датчиков.
Второй рудненский пассажироперевозчик тоже ждет датчиков из Москвы с нетерпением.
- У нас всего около 20 газовых автобусов, - прояснил ситуацию директор ТОО «Транс-Экспресс-Сервис» Виктор РЫШТЕНКО. - На данный момент мы работаем себе в убыток, потому что почти все эти транспортные средства перешли на бензин. Теперь проезд по городу в 30 тенге не оправдывает расходы на дорогостоящее топливо. Чтобы мы оставались на плаву, нужно повысить оплату до 60-70 тенге. До следующего тендера, который состоится в 2013 году, мы разоримся, поэтому уже сейчас обращаемся в акимат с просьбой установить новые расценки.
Казалось бы, в эту ситуацию уже давно должны были вмешаться местные власти, но они проблемы никакой не видят.
- Инцидент исчерпан, - прокомментировала сложившуюся ситуацию начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Марина СОЛОДКОВА. - Пассажироперевозчики заверили нас, что партия сигнализаторов в скором времени появится в Рудном.
Злополучные газовые сигнализаторы привезут на следующей неделе, еще дней 15 уйдет на монтаж. По большому счету, автобусы выйдут на линию только через месяц. Все это время рудничане вынуждены терпеть неудобства.
- Уехать сегодня на работу вовремя просто нереально, - жалуется рудничанка Евгения СЕЛИВЕРСТОВА. - На остановке столько народа, что приходится отталкивать друг друга, чтобы попасть в автобус и не опоздать на работу. Все, наверное, наслышаны, какой у нас в Рудном общественный транспорт: автобусы старые, разбитые, малокомфортабельные. А представляете, когда туда набивается огромное количество человек, которые чуть ли не на головах друг у друга стоят?!
Водители, в свою очередь, до сих пор не могут понять, почему газовые автобусы, которые намного экологичнее и экономичнее тех, что работают на бензине, подвергаются таким гонениям. Утверждение, что они более опасны, пассажироперевозчики считают неверным.
- Транспортные средства работают на метане, - высказал свою точку зрения Иван Тулба. - Он, в отличие от пропана, испаряется вверх, поэтому не может стать причиной взрыва. Инцидент с газовым автобусом, сгоревшим в Рудном осенью, на который ссылается дорожная полиция, сюда в качестве примера вообще не подходит. Причиной возгорания в нем стало замыкание проводки. Я, честно говоря, не помню ни одного случая, связанного со взрывом газового автобуса.
На вполне резонный вопрос - почему датчики, которые в России признаны неэффективными, вдруг должны волшебным образом «заработать» в Казахстане, водителям так и не смог ответить никто.
Фото Григория ВЕРТЯЕВА
Материалы номера