Может и убить
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Система безопасности в большинстве современных автомобилей оснащена пневмоподушками (SRS). Однако мало кто знает, что при их срабатывании возможен и обратный эффект - вместо спасения они наносят серьезные травмы. Что нужно сделать для их предотвращения? И как быть в тех случаях, когда вы приобрели уже подержанный автомобиль и не уверены, что эта система находится в технически исправном состоянии? На эти вопросы отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Когда вы покупаете автомобиль, прежде всего нужно убедиться, установлены ли на нем пневмоподушки. Сегодня есть несколько систем. Самая распространенная - две подушки для сидящих на передних сиденьях: водителя и пассажира. Одна из них размещается в ступице рулевого колеса, вторая - на передней панели, прямо перед креслом пассажира. На месте установки хорошо видна надпись SRS AIRBAG. Есть автомобили с подушками для пассажиров, сидящих на задних сиденьях, - они в спинках передних кресел. Возможны еще варианты с боковыми подушками безопасности, которые срабатывают при боковых ударах. Кстати, эти удары наиболее травмоопасны для головы пассажиров.
Нужно иметь ввиду, что пневмоподушки лишь дополняют систему безопасности, которая включает в себя и привязные ремни. Поэтому нужно знать, что в случае удара, когда подушки надуваются, пассажиры обязательно должны быть пристегнуты ремнями. Иначе человек, подавшись по инерции вперед, получает еще и мощный встречный удар подушкой. Такие случаи заканчиваются серьезной травмой. Особенно они опасны для детей. Для их перевозки установлены соответствующие правила, поэтому их нужно соблюдать. Там, где стоят подушки, пассажирам также не рекомендуют держать на коленях или в руках какие-либо вещи или твердые предметы. Тем более не сажайте к себе ребенка. Не сидите на краю сиденья и не наклоняйтесь над приборным щитком или передней панелью при движении.
Не советую снимать, ударять или открывать накладку рулевого колеса, рулевое колесо или кожух рулевой колонки. То же самое относится и к крышке пневмоподушки перед пассажирами, а также датчикам подушек безопасности. Эти действия могут привести к внезапному надуванию подушек или выведению из строя всей системы SRS. Если ремонт автомобиля связан с сильными ударами, то вначале нужно заблокировать датчик SRS.
В случае покупки подержанного автомобиля в исправности этой системы можно убедиться по специальной лампочке на панели приборов. На ней изображение пассажира в кресле, с пристегнутыми ремнями и шаром впереди. Когда ключ зажигания устанавливается в положение ACC или ON, эта лампочка загорается и примерно через 6 секунд гаснет. Если она продолжает гореть или мигать, значит, система неисправна. Бывает и так, что эта лампочка загорается или продолжает гореть, когда замок находится в положении OFF. В таких случаях нужно проверить цепь индикатора на наличие короткого замыкания.
Что касается характера неисправностей, то причины чаще бывают либо в самом датчике SRS, либо в электрической цепи. Пытаться устранить их самостоятельно не советую. Их симптомы распознать достаточно сложно. Для этого существуют специальные коды неисправностей, поэтому лучше обратиться к специалисту.
Возможен и такой случай, что контрольная лампочка не сигнализирует о наличии неисправности, но при незначительном ударе автомобиля система подушек безопасности не сработала. Тогда ее нужно обязательно проверить.
Материалы номера