Строим инфраструктуру

Галина КАТКОВА

В мае откроется казахстанский терминал в Иране

На самом деле в пилотном режиме терминал в Амирабаде уже начал работать - принял 47 сухогрузов с нашим зерном. Но вопросов по транспортировке, взаимовыгодным для сторон правилам ее, еще немало. Поэтому в середине апреля, например, в Иране будет работать межправительственная комиссия, с нашей стороны ее возглавляет министр транспорта и коммуникаций. А 27 мая должно произойти открытие терминала на самом высоком уровне.

 - Пропускная способность терминала - 700 тыс. т в год, там есть элеватор на 53 тыс. тонн разового хранения, - говорит ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Евгений АМАН. - Иран с его 80-миллионным населением и сам для нас стратегически важный партнер, кроме того, он является транзитной страной для экспорта на арабский Восток. Как раз и условия транзита будет обсуждать межправительственная комиссия. До сих пор в ту сторону мы доставляли зерно двумя маршрутами - морем через Баку и через Туркмению по железной дороге, я бы сказал, долгим и мучительным путем. Новый терминал даст возможность отправлять сухогрузы из Актау напрямую в Иран.

Инфраструктура экспорта, по словам Амана, сейчас важнейший момент для Казахстана как зернопроизводящей страны. У нас крайне невыгодное географическое положение - на всех буквально направлениях через чужие порты логистика складывается не в нашу пользу. Если себестоимость тонны классной пшеницы складывается под $100 и даже выше, то пока довезем до моря с учетом хоть какой-то выгоды и транспортных расходов - уже все $200. А сегодня $165 - это предел.

 - Это надо учитывать, говоря о том, что в мире востребовано и будет востребовано высокопротеиновое зерно. Да, востребовано, но прежде чем мы сможем в торговле что-то выиграть на качестве, на высоком содержании клейковины, мы должны минимизировать транспортные расходы. Иначе мы не конкурентоспособны, - продолжает Аман. - Поэтому Казахстан сейчас продолжает наращивать и мощности своего порта в Актау. В перспективе через его терминалы можно будет переваливать до 3 млн т зерна. Это выход не просто на Каспий, это наш путь через Черное море в Турцию, чей зерновой рынок при добрых торговых отношениях с этой страной нами пока недостаточно освоен.