Бракодорожный процесс

Артем Хорошевский, машина которого провалилась в яму, намерен судиться с ЖКХ
Каковы дороги Костаная, на ямочный ремонт которых прошлым летом потратили 147 233 000 тенге?

Жалобы от водителей, испытавших на себе все дефекты весенних дорог, начали поступать в редакцию «НГ» еще пару недель назад. Костанай абсолютно непроходим даже на тех городских дорогах,  которые только прошлым летом буквально умостили бюджетными деньгами, пытаясь  заделать выбоины.

Три машины в день

- По ул. Бородина на участке от ул. Гагарина до ул. Складской - одна сплошная грязь, - написала постоянная посетительница нашего сайта Зеленоглазая. - Ремонт так и не доделали. Просто засыпали песком, а тут внезапно снег. Теперь все тает и там - ни проехать, ни пройти. В п. Красный Партизан дорогу чистят и ремонтируют только до дачи Кулагина. А участок улиц Абая-Ленина, по которому ходит маршрут № 18, весь в колдобинах. Бедная моя ходовка!

Еще один посетитель, оставивший свой электронный адрес, сообщил, что на одном из главных «колец» Костаная - сплошные ямы.

- Я езжу на работу по Мауленова и далее по Карбышева, - написал Павел КОТОВ. - Проезжая через кольцо, всегда наблюдаю пару очень больших ям. А когда вода тает и накрывает эти ямы, то наблюдаю страшные сцены. Метров в 10-20 от ям стоят две - три машины сразу с двумя пробитыми колесами. По моим наблюдениям за три дня: первый день - две машины, второй день-три машины, третий день - снова две. И это только вечером! Что будем делать?

Этот вопрос по-чернышевски глобально встает перед многими водителями. В частности, им озадачен водитель Артем ХОРОШЕВСКИЙ, «Хюндай Соната» которого 1 апреля провалился задним колесом в глубокую яму на перекрестке улиц Майлина-Аль-Фараби. Причем настолько, что буквально лег днищем на асфальт.

- Ежегодно я плачу 8000 тенге транспортного налога, из которого должны ремонтироваться дороги, - возмущается Хорошевский. - А в результате еще заплатил за ремонт своей машины 63 000 тенге! Буду подавать в суд.

В суд - на ЖКХ

Еще сутки эта яма на одном из самых оживленных перекрестков города стояла ничем не прикрытая и в нее, по нашим подсчетам, попало как минимум 6 машин. 2 апреля после обеда, когда информация о ЧП на перекрестке уже сутки висела на сайте «НГ», яму засыпали. Однако желающим знать, с кого спрашивать за  разбитые автомобили, крайне трудно оказалось выяснить, на кого жаловаться.

- Улицу Майлина обслуживает ТОО «АБЗ+», и этот перекресток их, - сообщил «НГ» заместитель начальника ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Брали МУРЗАБЕКОВ.

Заместитель директора ТОО «АБЗ+» Давлет ОМАРОВ рассказал, что они ремонтировали улицу Майлина, но чуть выше.

- Я специально поднял схему дорог - до этого перекрестка мы не дошли. На наших дорогах после ямочного ремонта все нормально.

Не при делах оказалось и  ТОО «Аяз», обслуживающее пр. Аль-Фараби.

- Мы делали ремонт вверх по пр. Аль-Фараби до железнодорожного вокзала, - уверяет директор ТОО «Аяз» Тигран НАДЖАРЯН. - Ул. Майлина к нам не относится, хотя с ней всегда много проблем. Это болевой участок нашего города. На Майлина нет уклона для стока воды, и на ней постоянно скапливаются лужи, которые разрушают асфальт. Ей нужен капитальный ремонт.

Примерно такие же ответы давали и Артему Хорошевскому. А Брали Мурзабеков даже высказал предположение, что водитель мог сам ехать на спущенном колесе и со сломанным диском, и яма здесь ни при чем.

- Мой юрист посоветовал подавать в суд на отдел ЖКХ, что я и собираюсь сделать, - говорит Хорошевский. - Они заказчики ямочного ремонта на этом перекрестке. Они потратили на него бюджетные деньги и не проконтролировали качество. Значит, они должны отвечать.

Несуразные причины

Интересно, какие доводы приведут подрядчики в пользу тех улиц, которые рассыпались спустя полгода после ямочного ремонта? А таких мы можем назвать как минимум пять.

В сентябре прошлого года «НГ» считала нарезанные в асфальте квадраты на различных улицах Костаная. Их заделывали в спешке, но уверяли, что качественно. В апреле, спустя всего полгода, почти на всех этих улицах - ямы. Об этом, кстати, предупреждал директор ТОО «Шебер» Владимир Денисов, который давно отказался от ямочного ремонта, потому что считает, что делать его качественно с нашей технологией невозможно. Это подтверждают наши улицы.  Баймагамбетова прилично отремонтировали только в центре. В границах ул. Валиханова-Лермонтова - на ней сплошные ямы. Перекресток Баймагамбетова-Лермонтова легче объехать, чем бить на нем свою машину. Ул. Орджоникидзе на КСК в районе остановки «Арман» вся в рытвинах. Брусчатку повыбивало, асфальт размыло. На перекрестке Алтынсарина-Орджоникидзе - яма на яме.

Так же выглядит ул. Бородина: огромная яма прямо напротив фабрики АО «Баян-Сулу». Здесь как раз расположена автобусная остановка маршрута № 27. Автобусы ухают в нее, а пассажиры с трудом садятся в транспорт. По ул. Гашека еще видны квадратные очертания осенних нарезок. Только асфальт из них уже вымыло, все ямы в грязи и воде.

6 апреля ямы по ул. Мауленова-Карбышева на кольце, о которых говорил нам читатель, присыпали землей и положили в них брусчатку. Нетрудно догадаться, что ее хватит еще на меньший срок, если асфальт вымывает всего за полгода.

- Сейчас закладывать ямы брусчаткой - самый надежный способ, - считает Давлет Омаров. - Класть асфальт еще рано. В этом году были сильные морозы и земля промерзла на 1,5-2 м. Ямочный ремонт лучше начинать в конце мая, чтобы земля прогрелась. Но мы всегда торопимся, чтобы больше успеть, и начнем ремонт, скорее всего, уже после 9 мая.

Обвиняют морозную зиму в том, что наши дороги разваливаются на глазах, и специалисты из отдела ЖКХ.

- Из-за мороза асфальт сильно разрушился, - уверяет Брали Мурзабеков. - С этой проблемой столкнулись даже в России. У нас большинство дорог, я считаю, еще хорошего качества.

Когда ответы чиновников так противоречат очевидным вещам, складывается ощущение, что мы ездим по разным дорогам или живем в разных городах. Морозная зима - хороший довод для того, чтобы отмахнуться от проблемы. В прошлом им служило отсутствие собственной лаборатории по проверке материалов, в позапрошлом - плохое качество асфальта. И главной причиной плохого ремонта чиновники всегда называют отсутствие бюджетных средств. Как видите, причины находятся ежегодно и порой несуразные до абсурда.  Но еще никто не признался, что у нас не умеют эффективно тратить казну, и некому это контролировать.

Фото Ольги ЛИХОГРАЙ