Если не стекло, а пластмасса?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как обслуживать автомобильные фары

С наступлением весенней распутицы перед выездом водители обязательно протирают у автомобиля оптику. Выехать на дорогу с грязными фарами - так и до беды недалеко. Однако даже у такой простой операции тоже есть свои тонкости. Какие именно? Об этом рассказывает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Раньше фары автомобиля изготавливались из обычного стекла. Поэтому они часто разбивались. Даже от небольшого камешка, выскочившего из-под колеса рядом проходящей машины. Стекла приходилось менять. Чтобы облегчить эту операцию, их либо прикрепляли к корпусу фары с помощью специальных зажимов, либо приклеивали мастикой.

С некоторых пор, чтобы решить эту проблему, фары начали оборудовать оргстеклом. И тут проявилась одна особенность. Пластмассовое стекло не так часто бьется, но имеет свойство матоветь,  если его регулярно протирать салфеткой с абразивом. Именно так и получается, когда вы, увидев грязь на стекле фары, наспех протираете его сухой салфеткой. Для того, чтобы пластмассовое стекло не теряло свою световую пропускную способность, его лучше мыть с водой.

Как узнать, что используется в фарах вашего автомобиля: обычное стекло или пластмасса? Способ простой. Возьмите твердый предмет и слегка стукните по стеклу. У пластмассы звук удара будет глухой. Или попробуйте провести острым предметом по стеклу где-нибудь сбоку. По обычному стеклу острие будет скользить, а на пластмассе образуется царапина.

Сегодня на некоторых внедорожниках фары оборудованы дворниками. Они, как правило, работают по стеклу. Если вместо дворника стоит омыватель - значит пластмасса. В  таком случае важно проконтролировать, чтобы бачок омывателя всегда был заполнен.

Иногда водители, желая сберечь стекло фар, ставят на них пластмассовые накладки. Специалисты не рекомендуют. Они проводили исследования и обнаружили, что в таком случае теряется световая граница, в 3-4 раза уменьшается освещенность дороги в режиме ближнего и в 2 раза - в режиме дальнего света.

Повреждение стекла, - будь это пробоина или трещина, - становится причиной попадания влаги внутрь фары, которая портит отражатель. Поэтому, если стекло повредили, то трещину сразу же нужно чем-то заделать. Это может быть мастика, пластилин или скотч.

Если стекло будете менять, то лучше заменить на обеих фарах.  То же самое рекомендуют делать и в случае сгорания лампочки, и даже если будете менять всю фару. Работа нового прибора в паре со старым может вызвать ассиметрию общего светового пучка.

Если автомобиль еще новый, то замену фар лучше делать на запчасти, выпущенные предприятием, которые завод-изготовитель вашего автомобиля выбрал в качестве поставщика. Аналогичные фары могут производить и в другом месте, но их качество будет хуже. Если машина уже изрядно подержанная, то можно ставить любую.

Бывают случаи, когда пластмасса стала матовой, и проблему решают установкой мощной лампы. Не советую. В таких случаях у фары меняется граница рассеивания света, что приводит к ослеплению водителей встречных машин. Повышается и нагрузка на контакты, что может привести к сбою в работе фар. В-третьих, такие лампы ухудшают поверхность отражателя, что дает обратный эффект: лампа мощнее, а фара лучше светить не стала. Поэтому при покупке новых ламп покажите в магазине ту, которую меняете (при условии, что там стояла «родная» лампа).

Несмотря на то, что замена лампы или фары, на первый взгляд, операция достаточно простая, но в современных автомобилях их снятие зачастую сопряжено с демонтажем  некоторых узлов. Поэтому советую, если у вас нет опыта, то эту процедуру лучше доверить хорошему специалисту.