Не просто еда, а социально значимая
Галина КАТКОВА
Соответствующее постановление, предусматривающее государственный мониторинг за ценами на ряд продуктов питания, вступило в силу 1 марта 2010 года. Означает ли это, что вслед за наблюдением включится и механизм государственного регулирования цен на эти продукты?
Мониторинги и меморандумы
В перечне 18 позиций, а если по наименованиям, то 30 продовольственных товаров. Расшифровано, какие именно крупы являются социально значимыми, овощи - так называемый борщевой набор, виды мяса. В государственно-наблюдаемые, например, не попала весьма популярная у населения нашей области свинина, а вот баранина есть. Естественно, в перечне - мука, хлеб, макароны, сахар, яйца, масло растительное и сливочное. Интересно, что фрукты в разряд социально значимых не попали, даже яблоки. Кстати, в казахстанском законодательстве о продовольственной безопасности есть определение социально значимого питания - это «продовольственные товары, предусматривающие удовлетворение потребностей организма человека в основных пищевых веществах и энергии для сохранения активной и здоровой жизни».
В целом же правительственный перечень очень похож на тот, в соответствии с которым исполнительная власть в Костанае и области уже давно отслеживает цены на продукты. Доказательством того служит хотя бы перечень продтоваров, которые продаются без розничной надбавки в коммунальных магазинах. Были и есть также попытки воздействия на ценовую ситуацию в других торговых точках. И не только скрытыми административными рычагами, но и явно.
Правда, явное обычно сводится к заключению меморандумов, например, о том, что розничная накрутка не должна превышать такого-то значения. Впервые это было сделано два с половиной года назад, когда у нас последовательно взлетали цены на сахар, растительное масло, крупы, в частности, рис. Тогда прямо на совещании в облакимате от предпринимателей - директоров крупных магазинов, оптовиков - требовали с цифрами в руках отчитаться о том, как именно формируются у них отпускные цены. И настоятельно советовали снизить торговые накрутки до «разумных значений». Однако значения эти никогда законом четко не оговаривались, нигде нет нормы, прописывающей, например, крайние размеры торговых надбавок при реализации определенных групп товаров.
Не контроль, а защита конкуренции
Сразу скажу, и сегодня мы не нашли органа, уполномоченного государством регулировать цены у частника. Несмотря на наличие мартовского постановления №145. Впрочем, совсем недавно антимонопольщики провели совещание с предпринимателями, имеющими отношение к торговле. Им рекомендовали не допускать необоснованного роста цен. Правда, поводом стало не вышеназванное постановление кабинета министров, а 1 апреля - дата, с которой повышается заработная плата у бюджетников. У нас обычно вслед за этим начинается подорожание продуктов. Будут ли обоснованность выявлять в ходе проверок?
- Мы вообще в соответствии с новым 2009-го года Законом РК «О конкуренции» проверок не проводим. Мониторинг ведем, в том числе по ценам на продовольственные товары. Но ни в коем случае их не регулируем, - пояснил корреспонденту «НГ» начальник юридического отдела межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции Бауржан ОСПАНОВ. - Это не наша компетенция.
Однако агентство - единственная структура, которая не только постоянно отслеживает ситуацию по ценам, но может и в законном порядке повлиять на нее, если определит, в частности, наличие ценового сговора. Процедура длительная. Сначала мониторинг, анализ ценовой ситуации, в ходе которого запрашиваются как раз документы, обосновывающие цены... При этом никакого вмешательства в предпринимательскую деятельность, подчеркивал Оспанов. Региональным подразделением подготавливается заключение, дальше - компетенция правления агентства. Оно решает, достаточно ли фактов, чтобы инициировать расследование по признакам ценового сговора. В Костанайской области, сообщили в инспекции, такового еще не было.
- Надо иметь в виду, что мы не мониторим буквально всех субъектов рынка, а только крупные структуры, которые реально могут повлиять на общую ценовую ситуацию, точнее, которые занимают доминирующее положение на рынке и входят в государственный реестр, - говорит Оспанов.
Уточнение существенное. Потому что речь все-таки не о контроле цен, а о защите добросовестной конкуренции. Чем может завершиться ситуация для предпринимателей, которые попали в зону пристального внимания антимонопольщиков? Материалы могут быть направлены в правоохранительные органы, может быть возбуждено административное производство, в адрес предпринимателя может быть направлено предписание с требованием устранить нарушение Закона «О конкуренции». Еще вариант - получив необходимые обоснования, агентство приходит к выводу, что все в порядке и дальнейшие разбирательства не требуются.
Интересный момент. С заявлением о том, что с ценами происходит что-то нелогичное - немотивированный рост или такое же падение у нескольких субъектов рынка сразу - в инспекцию Агентства по защите конкуренции может обратиться как рядовой потребитель, так и госструктура. То есть, желая разобраться со скачками цен на мясо, наши исполнительные органы вполне могли бы обратиться к антимонопольщикам.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Прямая речь
- Несмотря на то, что нормативная база закона о продовольственной безопасности еще не полностью сформирована, думаю, мы вряд ли когда-нибудь вернемся к жесткому ценовому регулированию, будем устанавливать законодательно какие-то ценовые коридоры, - говорит ответственный секретарь минсельхоза Евгений АМАН.
Перечень социально значимых продовольственных товаров
№ |
Наименование товара |
1 |
Мука пшеничная первого сорта |
2 |
Хлеб пшеничный |
3 |
Макаронные изделия |
4 |
Крупы (гречневая, овсяная, манная, перловая, пшено) |
5 |
Рис |
6 |
Картофель |
7 |
Овощи (морковь, лук, капуста, свекла) |
8 |
Сахар белый |
9 |
Масло растительное |
10 |
Мясо (говядина, баранина, мясо птицы) |
11 |
Молоко питьевое |
12 |
Кефир |
13 |
Творог полужирный |
14 |
Сыр сычужный |
15 |
Масло сливочное |
16 |
Яйцо |
17 |
Соль |
18 |
Чай |
Материалы номера