Новые обстоятельства Марины Нееловой
kp.ru, news4k.com
К сожалению, мы почти забыли ее лицо - лицо трогательной Аллочки из «Осеннего марафона», Принцессы из «Старой, старой сказки». Был период, когда Марина Неелова почти исчезла с киноэкрана, ее последняя главная роль в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» случилась более 10 лет назад... Вернулась она только сейчас - «первой скрипкой» в премьерном показе Первым каналом сериала «Предлагаемые обстоятельства». Что с ней было?
Наглость как средство защиты
Марине повезло: в отличие от многих других выдающихся актеров, ей не пришлось воевать с родителями и доказывать им, что служение искусству не менее почетно, чем нормальная работа где-нибудь в НИИ или бухгалтерии.
Правда, изначально мать и отец видели будущую народную артистку СССР на балетной сцене. Благо комплекция располагала - хрупкая, тоненькая Марина была словно создана для «Лебединого озера» или «Щелкунчика». Детство Нееловой прошло под знаком балета: с четырех лет она с мамой посещала практически все спектакли Кировского театра, затем поступила в балетную школу.
Занятия были серьезными, родительские планы соответствующими, однако чем старше становилась Марина, тем сильнее ее влекло к театру. Родители отнеслись к увлечению дочери с пониманием, и после окончания школы Марина поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Поступила с первого раза вопреки огромному - сто человек на место! - конкурсу, с ходу зацепив приемную комиссию своими очевидными драматическими способностями. Затем Нееловой вновь повезло - она попала на курс к большим мастерам, легендарному Василию Меркурьеву и его супруге Ирине Мейерхольд. И вскоре уже дебютировала в кино, сыграв в картине «Старая, старая сказка», причем обе главные роли - дочери трактирщицы и принцессы. Дебют прошел удачно, может, даже слишком. На съемках все были поражены ее уверенностью, граничащей с нахальством.
- Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты... - с улыбкой вспоминает актриса.
Через ссадины - к звездам
Впрочем, поначалу режиссеры эксплуатировали лишь внешность Нееловой. По-настоящему способности Марины раскрылись позже, когда в 1972 году она после ряда ролей в детских и историко-приключенческих фильмах снялась в психологической драме «Монолог». Ее дуэт с великим Михаилом Глузским (Марина сыграла его внучку) стал подлинным украшением картины и заставил говорить о молодой Нееловой как о большой актрисе.
Через год пришел и международный успех - за роль Стеши в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя» актриса удостоилась специального приза на кинофестивале в Брюсселе. Этот успех, кстати, был Мариной в буквальном смысле выстрадан: в одной из сцен ее должен был избить Юозас Будрайтис, причем по просьбе режиссера знаменитый прибалт старался с Мариной не миндальничать, что закончилось для актрисы синяками и ссадинами.
Но это была лишь предыстория, ведь главная роль Нееловой ждала ее впереди.
Фильмы, подобные «Осеннему марафону», накладывают отпечаток на любого, кто участвовал в их создании. Возможно, для большинства зрителей Марина Неелова навсегда останется несчастной Аллочкой, которая вцепилась в завравшегося Бузыкина, питая себя несбыточными надеждами. Можно долго спорить о том, лучшая ли это роль Нееловой, но то, что эта работа самая знаменитая и любимая, несомненно. И как знать, стал бы «Осенний марафон» культовым, если бы не талант Нееловой.
Король и Королева
Как у любого выдающегося человека, у Нееловой не могло быть все по шаблону. В том числе и в личной жизни. Ее роман с Гарри Каспаровым стал настоящей сенсацией, бомбой.
Еще бы - на дворе 1984 год, люди только готовятся к будущим переменам, страна все еще остается достаточно пуританской, а тут такое! Две звезды, шахматист, без пяти минут чемпион мира, и знаменитая актриса, любимица советских зрителей, начинают встречаться.
Каспаров невероятно молод, ему всего 21 год, Нееловой уже 37... Но это не мешает ни ей, ни ему. Гарри всегда нравились женщины опытные, плюс к этому он, будучи личностью неординарной, искал возлюбленных, равных себе по уровню таланта. По той же причине тянулась к юному дарованию и Неелова.
- Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет, - написал много лет спустя в своей книге «Дитя перемен» сам Каспаров, - Марина была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. ...Ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. ...Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. ...По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986 я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу ...Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь.
По другой версии, именно Каспаров был отцом ребенка, и на разрыв с Нееловой он пошел именно потому, что знал об этом. Плюс ко всему на молодого шахматиста оказала давление его мать, не желавшая свадьбы сына с женщиной, почти вдвое старше его.
Как бы то ни было, в 1987 году Неелова родила дочь, которую назвала Ника (Марина Мстиславовна словно предчувствовала, что спустя шесть лет получит одноименный приз за роль в фильме «Ты у меня одна»). Крах отношений с Каспаровым она переживала крайне тяжело, но все же нашла в себе силы, чтобы выдержать удар. В том же году Неелова стала народной артисткой СССР, а годом позже на экраны вышла картина «Дорогая Елена Сергеевна», одна из лучших в фильмографии актрисы.
В погоне за счастьем
Словно в награду за пережитые страдания в 199м Неелова обрела личное счастье. Избранником актрисы стал дипломат Кирилл Геворкян. Вместе с Никой Неелова отправилась вслед за мужем в Париж. Пять лет во Франции могли бы стать самым долгим отпуском в жизни Марины Мстиславовны, но оставаться вне кино и театра актриса не смогла. Ей пришлось жить на две страны, она умудрялась совмещать роли в театре «Современник» и в кино с «работой» матерью и женой в Париже. Когда командировка Кирилла завершилась, семья вернулась в Москву, но ненадолго. Работа дипломата предполагает цикличность - год-два в России, несколько лет за границей. Большую часть времени Неелова находилась с семьей за рубежом (сейчас, например, она живет в Гааге). Снималась актриса редко, в основном это были роли второго плана. «Предлагаемые обстоятельства» стали для Марины Мстиславовны первой крупной работой за долгие годы. Первой и, как единодушно признают зрители, удачной. Что не удивляет - над настоящим талантом не властны ни годы, ни обстоятельства...
О фильме
Главные герои детективного сериала - актриса Вера Стрельникова (Марина Неелова) и следователь Вадим Горелов (Сергей Векслер). Случай столкнул их вместе во время расследования дела, в котором оказалась замешана дочка Стрельниковой Ася.
По сценарию героиня Марины Нееловой обладает не только замечательным чувством юмора, но и уникальным даром: мысленно помещая себя в предлагаемые обстоятельства, она проигрывает описанные сцены и видит, как ведут себя люди в данной ситуации. Объединившись, Вадим и Вера раскрывают самые сложные преступления.
Фото kp.ru
Материалы номера