Первый букет - от «Селяночки»
Мария МОСТОВАЯ, ng@ng.kz
Это было в 70-х. В Джетыгаринском районе, в поселке Забеловка, действовала секта евангельских христиан-баптистов, которую посещали в основном женщины, причем и неверующие - просто, чтобы побыть среди людей. Дефицит общения сельчанок среднего возраста требовалось восполнить чем-то более светским и советским. Тогда секретарь райкома партии по идеологии Зоя Шереметьева и лекторы общества «Знание» придумали женские клубы.
«Аленушка» и вдова Ульяна
Все началось с «Селяночки» в той же Забеловке. Из инициативных женщин создали совет клуба, каждой определили обязанности - оповещать приглашенных на заседания (40-50 человек), организовать какую-нибудь выставку (рукоделий, детских рисунков, поделок и т. д.), накрыть столы непременно с самоварами. И все они собирали данные о почетных гостях. Писать сценарии попросили педагога Марию Панфилову. Она оказалась еще и прекрасной ведущей.
За забеловцами потянулись другие. В совхозе «Большевик» появилась «Современница», в «Милютинском» - «Надежда»... Всего 16 клубов.
Сельской женщине всегда жилось труднее, чем городской. Быт - неблагоустроенный, на ней - подсобное хозяйство, огород, воспитание детей, потому что муж не знает выходных, а в период сельхозкампаний от зари до зари в поле. Важно было хотя бы изредка, часа на 2-3, оторвать женщину от обыденных хлопот, показать социальную значимость ее забот.
Казалось бы, в селе все хорошо знают друг друга, о чем еще беседовать за самоваром? Говорили о том, что человек ценит в жизни больше всего, чего ждет от будущего, чему у него можно поучиться другим. И сколько нового узнавали друг о друге даже соседи!
В совхозе «Степной» жила Ульяна Никитична Козюменко. Все знали, что муж ее погиб, что приехала она с Украины. А в клубе «Аленушка» рассказали, что она была связной партизанского отряда, и однажды, когда пыталась спрятать раненого красноармейца, ее настигли фашисты. Прикладами и сапогами забили почти до смерти и бросили в реку, чтобы утонула. И погибла бы, если бы не добрые люди, тайком вытащили и выходили. Вот такой оказалась вдова Ульяна.
А в совхозе «Комсомольский» в клубе «Землячка» благодарили Раису Шаворскую за то, что после войны приютила трех сирот, да своих трое детей было, и муж вернулся с фронта инвалидом. На вечере кто-то запел по-казахски, Раиса стала подпевать. Выяснилось, что она и преподавала на казахском языке в школе на отделении совхоза, когда все педагоги ушли на фронт.
Встреча с целинным Маресьевым
Клубы организовывали встречи людей разных поколений, рассказывали о межнациональных и молодых семьях, не забывали матерей-одиночек, чьи непростые заботы не всегда оцениваются. Здесь славили крестьянский труд, людей разных профессий, а еще делились рецептами печений и солений, читали стихи, учились вязать, шить.
На встречах старались разнообразить подачу информации. Например, читали сочинения школьников о своих родителях. Шестиклассник Куаныш Мендыкулов написал: «В конце дня идет по улице женщина, уставшая, но довольная. Она работает в теплице. Это идет моя мама». Мамой была Любовь Григорьевна Львова, которая взяла Куаныша в свою семью, когда он был еще в пеленках.
Обращались женщины в воинские части, где служили их земляки. О близнецах Каибжановых им прислали целый фоторассказ, а внуку Лукерьи Макаровны Жерибко помогли побывать на могиле деда, который погиб под Ленинградом. И письмо солдата об этом прочитали на заседании. Вообще, проводили часы солдатского письма, не вернувшиеся участники войны через многие годы как бы говорили свое слово живым, звучали весточки и от тех, кто сейчас служил.
Хочется отметить еще одну особенность клубов - они были легки на подъем. В год 30-летия целины в совхоз им. Чайковского приехал механизатор Леонид Картаузов, Герой Социалистического Труда, который, будучи без обеих ног, впервые сел за рычаги трактора именно здесь. Он приехал всего на день, но к вечеру этого единственного дня клуб «Хозяюшка» подготовил своему земляку встречу - с цветами, музыкой, сдобой к чаю. За столами сидели те, с кем Картаузов работал в одной бригаде. И воспоминаниям не было конца.
Нужны, как воздух
Работа женских клубов поднимала людей. В трудовых коллективах даже было негласное соревнование за право быть почетным гостем на заседании. Приглашали сюда и нерадивых, забывших о материнском долге и т. д. Нет, им не читали нотации, просто они сидели и слушали, как хвалят других, а о них - никто ни слова.
Примечательно одно откровение фронтовика из совхоза «Красноармейский». Любил он заглянуть в рюмку. На 9 Мая клуб «Алия» пригласил всех участников войны, под музыку они заходили в зал по ковровой дорожке, а дети бросали им под ноги весенние цветы. О наградах, о мужестве и этого человека рассказали ведущие, ему аплодировали. После он, пряча глаза, заявил: «Если бы обо мне такие слова говорили и раньше, я, может, и жизнь по-другому прожил бы».
Когда «Селяночке» исполнилось 10 лет, гостям предложили ответить на вопрос: нужен ли клуб? И вот что они написали: «Мы изо дня в день работаем, некогда остановиться и приглядеться к себе. А в «Селяночке» при всех скажут, кто ты такой, что значишь». «Это часы светлого общения. Где еще нам собраться вместе? Кто подарит нам цветы?» Кстати, о цветах. Как-то чествовали разнорабочую Фани Эфельд и вручили ей букет. Она бережно несла его домой через все село, хотя у нее во дворе росло множество самых разных цветов. И объяснила: «Лично мне никто никогда не преподносил букеты. Это - впервые». «Думаю, свою задачу клуб определил правильно - заметить и всем показать все лучшее в человеке». А одна женщина написала так: «Селяночка» нужна как воздух, вот и все».
Но набирающая темпы перестройка, а потом безработица, безденежье перекрыли кислород этой работе с людьми. Несмотря на то, что в начале 80-х опыт джетыгаринцев обобщался партийными изданиями республики и СССР, а о сельских женских клубах «Родники» и «Алия» из совхозов «Шевченковский» и «Красноармейский» были передачи по республиканскому ТВ. Но с тех пор все быльем поросло. Хотя, на мой взгляд, сельская женщина и сейчас далеко не в фаворе. Это в городе не прекращаются разговоры о гендерной политике, о женском лидерстве. В селе - совсем другое дело. Огромное хозяйство на плечах, поскольку надо выживать, разобщенность - кто на частника работает, а кто и вовсе без работы. И где вы, букеты от «Селяночки», где возможность поговорить о хорошем, духовно распрямиться, почувствовать свою человеческую ценность? Пишу с надеждой, что уникальный опыт джетыгаринских женских клубов все-таки еще пригодится?
Фото Анатолия САЦУКЕВИЧА
Материалы номера