Двигатель роста
Что имеем?
Сейчас скорость обновления парка сельскохозяйственной техники в области крайне низкая, что сдерживает развитие аграрного сектора.
- На 1 января 2007 года, - сообщил на республиканском совещании машиностроителей аким области Сергей КУЛАГИН, - в области насчитывается более 20 000 тракторов, более 10 000 комбайнов, около 9000 автомобилей, 4000 культиваторов, 3000 жаток и другой сельхозтехники. Основная её часть - продукция российского производства, завезённая в область ещё лет 10 назад. Средний возраст комбайнов 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет. Буквально две недели назад мы начали сборку тяжелого трактора «К-744А», впервые россияне разрешили нам собирать этот трактор вне своего завода.
Свои машиностроительные предприятия в области есть, их более 20-ти. Но, несмотря на то что в 2006-м году они произвели продукции на 23% больше, чем в 2005-м, их доля в общем объёме промышленной продукции составляет лишь 3,7%. В 2003-м году эта цифра равнялась 2,1%.
- И в республике, несмотря на рост, - отметил министр индустрии и торговли Галым ОРАЗБАКОВ, - доля машиностроения в промышленности страны остается очень низкой. Основной круг проблем - изношенность техники, отсутствие стимула для иностранных и отечественных инвесторов к вложению средств в проекты по машиностроению, отсутствие должной связи с производством и системы подготовки кадров, несовершенство законодательства в сфере госзакупок, общая технологическая отсталость и, как следствие, низкое качество нашей продукции.
Всё это, по мнению Оразбакова, «требует от правительства принятия мер для развития машиностроения».
К чему стремимся?
На совещании руководство АО «Агромашхолдинг», на базе которого и встречались машиностроители, представило два новых проекта. Первый - создание современного казахстанского дизельного двигателя объёмом 1,5 литра, а также разработка собственной промышленной техники, что обойдётся предприятию в $30,6 млн. Проект №2 - создание инжинирингового центра «стоимостью» $25 млн. По словам председателя правления АО «Агромашхолдинг» Виктора КИМА, оба проекта будут реализованы с участием известной в мире инжиниринговой компании AVL List GmbH.
Планы по разработке собственного двигателя от «Агромашхолдинга» звучат не в первый раз. Однако не реализуются. Оразбаков заметил, что «может и хорошо, что долго искали».
- Надо, наконец, на чём-то останавливаться. Надеюсь, это будет последняя любовь, - в унисон пошутил Кулагин.
Как руководство ОАО, так и местные власти решение проблемы ничтожного присутствия в промышленном секторе экономики видят в создании у нас специальной экономической зоны.
- Сегодня импорт техники, - сообщил Ким, - превышает собственное производство более чем в 6 раз. Мы говорим о развитии отечественного машиностроения, но при этом импорт российской техники ежегодно растёт, а доля отечественного машиностроения в промышленности остается неизменной - примерно 3%. Казахстанские предприятия, которые создают или собирают технику, автоматически попадают в невыгодную ситуацию. При импорте НДС не уплачивается, а наш производитель должен продавать с НДС. И это только один пример шероховатостей законодательства. Пока ситуация здесь не изменится, ни о каком развитии собственного машиностроения говорить нельзя.
Костанайцы настаивали, что именно у нас должен обосноваться центр развития машиностроения РК.
- Область занимает очень выгодное географическое положение. Костанайские предприятия имеют тесные контакты с коллегами из дальнего и ближнего зарубежья, - аргументировал свою позицию Кулагин. - А создание в Костанайской области специальной экономической зоны позволит привнести в местное машиностроение мировые технологии, освоить новые экспортные ниши.
Идею создания СЭЗ в области министр поддержал, отметив, что программа развития машиностроения в стране на базе костанайских предприятий имеет неплохие перспективы.
В свою очередь, председатель Союза машиностроителей Мейрам ПШЕМБАЕВ попросил министра донести до правительства и президента страны предложения, «реализация которых поможет развитию машиностроения». Во-первых, о введении субсидирования строительства новых заводов и новых технологических линий на заводах.
- Такой механизм, - сообщил Пшембаев, - к примеру, работает в Германии. Там 50% затрат субсидируется государством. Также необходимо на уровне правительства рассмотреть вопрос о компенсации процентов по банковским кредитам для машиностроительных предприятий. Государство должно компенсировать до 70% затрат на погашение процентов по ним. Надо учитывать, что сегодня рентабельность машиностроительных предприятий по стране не превышает 10%.
И третье - следует передать машиностроительным предприятиям земельные участки, находящиеся под их заводами на безвозмездной или на льготной основе, что позволит направить высвободившиеся средства на развитие производства.
Как отметили на совещании, если программа развития машиностроения в республике будет реализована именно на базе машиностроительного кластера в Костанайской области, то втечение пяти лет парк сельскохозяйственной техники обновится более чем на 55%.
Материалы номера