Римма Бектурганова: «Активность - как талант: чрезмерной не бывает»

Её имя давно и прочно ассоциируется с Ассоциацией деловых женщин Костанайской области (АДЖК). Даже её детище - костанайский педагогический колледж - в людском восприятии как-то отодвигается на второй план. Бектурганова - главная деловая женщина области. В этом году Ассоциации исполнилось 10 лет.

 

Не держать в карманах двоек

- Римма Чингисовна, вам действительно не обидно, что ваше имя всё чаще ассоциируется с АДЖК, заслоняя все остальное?

- Как можно на это обижаться? И педагогический колледж, и ассоциация - это часть моей работы, часть меня. Я думаю, что без ассоциации я, как директор, навряд ли бы состоялась. Возможно я бы не состоялась и как педагог.

- А почему вы решили стать преподавателем?

- Меня всегда привлекала наука. Особенно археология.

- В педагогическом колледже студенты отзываются о вас как о строгом преподавателе. Это действительно так?

- Я всегда была строгим педагогом. О чем сейчас очень сильно жалею. Я часто улыбаюсь, когда перечитываю книги Шалвы Амонашвили, действительно выдающегося педагога. Он писал то, что сейчас я могу сказать и о себе: «У меня были полные карманы двоек. Я не успевал их вытаскивать и раздавать всему классу». Я была именно таким преподавателем.

- Сейчас не такая?

- (смеётся) Нет, не такая. Думаю, что к учащимся нужно относиться с большим пониманием. Вот поэтому 5-7 лет назад при моей инициативе в колледже была введена безотметочная система обучения.

- Это как?

- В колледже сейчас нет «двоек», «троек», «пятёрок». Только словесные оценки - «молодец», «хорошо» или «сегодня ты ответил не очень хорошо, но, надеюсь, ты наверстаешь». Итоги же подводятся в виде зачёта или незачёта.

- Как на это ваши студенты отреагировали?

- Хорошо. У нас даже успеваемость учащихся улучшилась. Студенты активнее стали.

- А сами как учились?

- Наверное, вы удивитесь, но я была очень неактивной. Училась я не на «отлично». Родители всегда говорили, что я должна брать пример с младшего брата. Серик-то учился очень хорошо. Его в школе называли звёздочкой.

- А вы звёздочкой когда стали?

- Когда начала работать. В институте я училась хорошо, диплом с отличием. Училась я на историка и сильно увлекалась археологией. И меня всё устраивало, я хотела быть просто учителем.

- Похоже, вы сейчас совсем другой человек?

- Нет, я совсем так не думаю! Я просто копила в себе опыт - в детстве очень много читала, родители возили меня с братом почти в каждый уголок Советского Союза. Но я никогда не думала, что меня так увлечёт общественная деятельность. Я повторюсь - я была уверена в том, что буду просто преподавателем. Правда, очень хорошим (смеётся).

- И когда проснулся общественный темперамент?

- Всё началось в педучилище, куда я пришла работать в 1976-м году. Тогда я попала под руководство очень хорошего директора, которая мне очень помогла. Звали её Онищенко Ольга Михайловна. У неё рано умерла дочь. Наверное поэтому она так сильно любила нас - молодых. Она и подтолкнула меня, заставляла участвовать в мероприятиях. И мне понравилось быть общественным человеком.

Кстати, интересно, что я так и не преподавала никогда историю. Когда я пришла в училище, мне смогли дать только несколько часов психологии, так как ставка историка была всегда занята - очень популярная профессия в то время. Как сейчас экономист или юрист. Тогда вообще педагогические профессии были в моде.

 

«Нужно вновь учить учителей»

- А вы не сравниваете систему образования в Союзе и в современном Казахстане?

- Я никогда не говорю, что лучше, а что хуже. Это неправильно. Сейчас очень интересно работать, у преподавателей и учеников намного больше возможностей получать и отдавать информацию. Этому способствует и развитие техники, и интернет. Но и «старую» систему полностью отвергать нельзя. Думаю, в этом главная ошибка всех наших реформаторов. Они стараются всё строить на новом месте. А нужно, на мой взгляд, соединить лучшее в прошлом и лучшее в настоящем. Тогда бы у нас была безупречная система образования.

- Вы почти реформатор в своем колледже. Пожалуй, самое яркое нововведение - создание на базе одного учебного заведения непрерывной системы образования: лицей - колледж - институт.

- Я боюсь слова «реформатор». У нас в системе образования оно стало нарицательно-ругательным. За то время, что я работаю директором колледжа, сменилось 10 министров-реформаторов. И каждый, не успев завершить своих реформ, уступает место следующему. И надо под него подстраиваться. Например, нынешний министр отвергает всё то, что говорил предыдущий. Сейчас всё чаще поднимается вопрос о закрытии частных вузов. Говорят, что в Костанайской области должен остаться один, а у нас их около десяти. Поэтому мы в ожидании.

- Боитесь, что институт закроют?

- Опасения есть. Ведь Костанайский гуманитарный институт совсем молодой и не успел зарекомендовать себя, как «старожилы» образования в Костанае. Но я думаю, мы выживем, потому что у нас сейчас - идеальная система подготовки учителей.

- А бюджетных групп в вашем институте нет именно потому, что он молод?

- И поэтому тоже. А ещё потому, что пока не участвуем в министерских грантах. Считаем, что мы пока к этому не готовы - нужно поработать ещё несколько лет, чтобы суметь конкурировать с государственными вузами. Но этого нельзя сказать о колледже. Там мы сохранили и бюджетные группы, и льготы для сирот и детей из малообеспеченных семей, и общежития для студентов. А это было непросто.

- Но ведь главное - есть, для кого это делать, правда?

- Конечно. Правда, сейчас профессия преподавателя не так популярна, как раньше. Сейчас быть учителем невыгодно. Я не открою Америку, если скажу, что студент, выучившийся из-под палки и только потому, что есть кому платить за его обучение, никогда не станет хорошим преподавателем. Отсюда и уровень образованности школьников.

Кто-то сказал президенту, что в республике очень много плохих учителей - нужно открыть пять пединститутов по стране. Их и открыли. Пока ничего не изменилось, и не думаю, что изменится. Нужно популяризировать саму профессию. Хотя бы увеличить зарплату педагогам, ввести какие-то льготы для них. Нужно действовать, а не сокрушаться, что это не модно. Нужно вновь учить учителей!

 

«Я создавала АДЖК на осколках партии и пионерии»

- Вы так ратуете за будущее педагогики, а сами направили свою деятельность в два русла.

- Потому что 10 лет назад я понимала, что ассоциация необходима. Да и делать два дела сразу я научилась. В 2002-м году ещё и докторскую защитила.

- Тяжело ли было создавать Ассоциацию деловых женщин Казахстана Костанайской области?

- Очень тяжело. Я создавала её на осколках партии и пионерии. Тогда я каждый день сталкивалась с отказами и непониманием. Ведь 10 лет назад НПО и НЛО звучали одинаково непонятно. Не верили правительству, не то что создаваемой ассоциации. Это теперь АДЖК - известный республиканский бренд.

- И вы - председатель...

- Это не значит, что я там самая главная. Мы все равны внутри ассоциации. В неё входят женщины, с которыми мне в радость общаться. Среди них Вера Григорьевна Семёнова, Людмила Владимировна Мацупа, Александра Ильинична Суслова, Нина Васильевна Чиченкова, Ольга Андреевна Киколенко, Балбупе Галимжановна Иртаева...

- Большинство из них - чиновники, депутаты. Вас никогда не тянуло быть ближе к власти?

- Может быть, когда-то и хотела, но не хватало на это времени. Дважды ассоциация реализовывала проект «Женщина и политика». Передо мной стояла задача - доказать, что женщины могут быть во власти. С 1999 года было проведено две кампании. В первую мы столкнулись с проблемой нежелания женщин что-либо менять. Мы с Верой Григорьевной Семёновой уговаривали каждую. И слышали: «Я не хочу», «Надепутатствовалась в советское время и больше не пойду». Во вторую кампанию всё было наоборот. Желающих много. Тех, что умели и могли, - куда меньше. Тогда перед АДЖК встала задача профессиональной подготовки женщин. Поэтому была создана Школа демократического лидерства, которая работает до сих пор. В том году в депутаты маслихатов различных уровней было избрано 26% женщин. Где уж тут было самой выдвигаться?

- 26% - это был ваш результат. А достигли ли ваши женщины еще каких-нибудь результатов благодаря АДЖК?

- Несомненно. Людмила Владимировна Мацупа, можно сказать, не без нашего содействия стала кандидатом юридических наук. Ведь на каждом собрании мы и в шутку, и всерьёз говорили ей, что пора писать работу. Тем более что у неё такой богатый профессиональный опыт.

Карлыгаш Балапанова в ассоциации с самого начала. Когда она 10 лет назад приехала в Костанай из Аркалыка беременная седьмым ребенком, у неё не было ни квартиры, ни работы. Мы помогали ей в создании своего дела, она открыла ТОО «Фариза». С нашей помощью приобрела помещение и взяла микрокредиты. Теперь у Карлыгаш свой крупный швейный бизнес.

- А вы привлекаете к своей деятельности женщин со всей области?

- К сожалению, нет. За 10 лет существования мы так и не «разрослись» на область. Вроде бы выезжали в районы, говорили с женщинами. Было видно, как у них загорались глаза. Они хотят действовать! Тогда мы и говорили о том, что им нужно приехать в Костанай. Так ни один район и не приехал. Так что создавать женские НПО на селе (не обязательно даже филиалы ассоциации, это не главное), будем в начале второго десятилетия. Я же педагог, нам положено всё доводить до конца.

 

Досье «НГ»
Бектурганова Римма Чингисовна
Родилась 1 августа 1952 года в Костанае.
Закончила СШ №115. Затем - Костанайский педагогический институт, по  специальности «преподаватель истории»
С 1976 года работает в костанайском педагогическом училище преподавателем психологии, с 1991-го - директор педколледжа.
Один из организаторов Ассоциации деловых женщин Костанайской области, её бессменный председатель.
В 2002-м году защитила докторскую диссертацию.

 

Блиц
- Самое нелюбимое занятие?
- Выносить мусор.
- А готовить любите?
- Люблю и могу. Обожаю бесбармак.
- Ваш девиз по жизни?
- Надо допустить, что все женщины разные.
- Какую книгу сейчас читаете?
- Сборник публицистических материалов «Анатомия души».
- Любимый фильм?
- «Раба любви».
- Какое качестве не нравится в людях?
- Не люблю людей, которые молчат.
- Вы слишком активны?
- Чрезмерной активности не бывает!