«Оскар» - как подарок к 8 Марта

Кэтрин Биггелоу с командой, создавшей «Повелителя бури», и кучей «Оскаров»

www.vz.ru,www.kinonews.ru

Впервые в истории этой кинопремии победила женщина-режиссер

Более того, Кэтрин Биглоу получила сразу две главных награды. Ее фильм «Повелитель бури» стал лучшим фильмом года, а сама она лучшим режиссером. Основная интрига 82 «Оскара» состояла в том, что военная драма Бигелоу номинировалась на него 9 раз - ровно столько, сколько «Аватар» ее бывшего мужа Джеймса Кэмерона.

Лучшая и худшая одновременно

Кроме двух названных наград, «Повелитель», рассказывающий об американских саперах в Ираке, получил еще четыре «Оскара» - за лучший сценарий, звуко- и видеорежиссуру, а также за монтаж.

 - Этот момент моей жизни невозможно описать, - сказала 58-летняя расчувствовавшаяся Кэтрин БИГГЕЛОУ, принимая награду из рук легендарной актрисы Барбры Стрейзанд.

«Аватар», принесший в прокате более $2,5 млрд  (это на сегодня вообще самый кассовый фильм мирового кинематографа) выиграл три «технических» Оскара - за художественное оформление, операторскую работу и спецэффекты. Его главный соперник - малобюджетная картина - собрал в прокате всего $15 млн.

Накануне церемонии вручения призов бывшие супруги демонстрировали приязнь и  уважение к творчеству друг друга.  Надо отметить, что накануне на еще одном престижном кинофоруме «Аватар» получил два «Золотых глобуса» - как лучший фильм 2009 года и за лучшую режиссерскую работу.

- Я считаю, это очень маловероятно, что молния ударит в одно и то же место дважды, - говорил Джеймс КЭМЕРОН, - «Повелитель бури» очень, очень сильная картина. Из всех претендентов она определенно сильнейшая. Конечно, это звездный момент Кэтрин. Я с радостью ей проиграю. У меня уже есть одна из этих чертовых статуэток. Я был бы в бешенстве, если бы выиграл кто-то другой, но не против, если победит она.

- Я видела «Аватар», и я люблю этот фильм, люблю его, люблю. Для меня честь принимать участие в любом разговоре, который касается этой картины, - со своей стороны заявляла Биггелоу.

Еще о нескольких основных оскароносцах. Лучшей актрисой года стала Сандра Баллок, которая накануне получила... «Золотую малину» как худшая актриса года. «Оскара» же она получила  за драматическую роль многодетной матери с американского Юга в фильме «Невидимая сторона». Лучшим актером года стал Джефф Бриджес за роль нищего музыканта в фильме «Сумасшедшее сердце».

Лучшим актером второго плана назван Кристоф Уолтц, сыгравший нациста-гея в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино; лучшей актрисой второго плана - Моник из фильма «Тужься».

Свой взгляд

Во время церемонии вручения «самого желанного мужчины Америки», как назвала когда-то «Оскара» Мерилин Монро, кинообозреватель издания «Взгляд» Дмитрий ДАББ в режиме онлайн выкладывал на сайт свои комментарии. Соглашаться с ними или нет - дело личное. Но они дают очень живое представление о картинах-номинантах. Несколько фрагментов материала.

 - Лучший полнометражный мультфильм - «Вверх». Всего этот анимационный шедевр получил пять номинаций, включая «Лучший фильм». Это редчайший случай, ранее за главный «Оскар» приходилось бороться только одному мультфильму - «Красавица и чудовище». «Вверх», конечно, снят для детей, но поднимает совсем недетские темы. Да, малыш, хорошие люди иногда умирают. Да, если папа ушел от мамы, он может забыть и про тебя. Да, твои теперешние герои на поверку могут оказаться подонками. В отрыве от высококлассной мультипликации звучит такое жутковато, но будьте спокойны: в этой ленте признание того, что жизнь подчас жестока, отнюдь не рушит радужные миры. Оно лишь подготавливает детей к взрослению - к тому периоду, когда эти миры рухнут сами собой.

 - Сандра Баллок в «Невидимой стороне» - у героини Баллок есть муж, сын, дочь, дом - полная чаша, белые волосы и благие намерения. Руководствуясь последними, она в буквальном смысле на улице подбирает чернокожего парня, у которого всего вышеизложенного нет, но есть прописка в местном гетто, мать-наркоманка, полтора центнера живого весу, нелюдимый характер и хроническая неуспеваемость в школе. Парню будут дадены кров, пища, репетитор, машина, охапка полосатых свитеров, любовь семьи и, спустя примерно год, официальное усыновление. Он, со своей стороны, чуть не угробит в автоаварии родного сына героини, но зато начнет хорошо учиться, откроет в себе футбольный талант и поступит в колледж наглухо республиканского штата Теннеси, где будет выглядеть как муха в молоке. Финала не раскрою, но вы уже поняли: фильм про то, что черным парням из Гарлема нужно просто предоставить шанс, и если есть что им дать, дай обязательно.

- «Тужься» взял «Оскара» за «Лучший адаптированный сценарий». А у Моник - приз за лучшую роль второго плана.  В центре фильма история чернокожей, неграмотной, шестнадцатилетней, толстой и вторично беременной девушки из Гарлема и плохой семьи. Отдает известным анекдотом, но, как ни странно, это не очередная политкорректная история про горькую долюшку и кривую дороженьку (не «Невидимая сторона», словом), не кино про белого хозяина - злого Каина. Это очень яркий и очень жесткий фильм про то, почему люди - звери. Причем черные люди, сидящие на пособиях. Моник сыграла мать главной героини. Долгими, десятиминутными планами. Сыграла так, что оторопь берет. Словом, это тот случай, когда можно смело утверждать: чернокожую актрису наградили не политкорректности для, а чистой совести ради. К слову, если задумаете смотреть «Тужься» (я, во всяком случае, настоятельно советую), выбирайте версию с субтитрами - дубляж убьет все лучшее. Сильно сомневаюсь, что при дубляже интонации актеров в данном случае можно передать адекватно, а уж их черный «гарлемский» английский - решительно невозможно. В любом случае, запасайтесь на просмотр салфетками. Или водкой. Свинцовые мерзости афроамериканской жизни - они ну очень свинцовые.

- «Повелитель бури» - так показать войну могла только женщина. Отстраненная, но горячая любовь Биггелоу к стуку армейских ботинок, ее презрение к соплям и нюням, ее женское понимание чисто мужского ада, когда в рот снайперу заползает муха, а патроны приходится отчищать от крови, пугают и восхищают одновременно. Понятно, что это не наша война, чужой патриотизм и, наконец, чисто западный кинематограф. Но Биггелоу любит своих так сильно, свежо и ненаигранно, так мастерски живописует подвиг, что Никита Сергеевич на ее фоне - безусый юнкерок. Мы так снимать уже не можем. Разучились. Завидно. Биггелоу - это та самая, что сняла однажды «К-19» с Харрисоном Фордом - редкий в США фильм про русских, где обошлись практически без клюквы (если не считать чисто географических ляпов и «Красной стрелы», прибывающей на Киевский вокзал). Сказать, что тогда получился шедевр - сильно душой покривить, но советских подводников режиссерша живописала как родных, а их подвиг - с неженским пониманием того, что есть такое «присяга Родине». Еще ранее она отличилась уникальным в ряду своих товарок умением снимать классические мужские фильмы. «На гребне волны» - это тоже она. И вот теперь празднует победу «Повелителя бури» - военной драмы, которая столь резко контрастирует с «Аватаром», что непонятно, как бывшие супруги Биггелоу и Кэмерон вообще уживались в одной спальне.

- «Аватар» - далекий от нравственных сомнений Кэмерон снял безумно красивую картину про предательство, переполненную интернациональным, мультикультурным и экологическим пафосом (не то чтобы он сам был эколог или левый активист, скорее уж большой ребенок, который к тому же умеет считать деньги). При этом игрушечный мир «Аватара» ослепительно красив и идеален с технической точки зрения - такого человечество еще не видело. Видимо, киноакадемиков не устроил именно нравственно-идеологический посыл картины. В истории про то, как блюдущие экологический баланс своей планетки синекожие нави дали леща капиталистам и военщине при помощи переметнувшегося на их сторону морпеха, многие, кстати, увидели намек на войну в Ираке. Переводя на местные реалии, Кэмерон снял фильм про то, как американский солдат переходит в лагерь иракских моджахедов, принимает ислам и истово взрывает бывших своих, чтобы они не мешали моджахедам жить по-моджахедски. А вот для Биггелоу переход на сторону «чужой правды» абсолютно неприемлем. Те иракцы, что представлены в фильме, ничуть не похожи ни на злодеев, ни на террористов, ни на врагов как таковых. Однако условный противник зашивает тротил в тела четырнадцатилетних детей и приковывает «пояс шахида» к многодетному отцу семью замками. Соблазну восхититься «альтернативной культурой» Биггелоу, в отличие от бывшего мужа, не поддалась ни разу: американские солдаты в ее понимании ни добрые, ни справедливые, ни свободу несущие, но они свои, и точка.

Фото www.kinokadr.ru