Театр фарфоровых миниатюр
«Идеи вашего дома» №7 (130), июль 2009
Фарфор - традиционный спутник торжеств и семейных обедов. Редкий материал может соперничать с ним по красоте, праздничности и благородству. Реалистичная и абстрактная настольная миниатюра, скульптура малых форм из кружевного фарфора, коллекционные куклы и фарфоровые панно - эти необычные акценты помогут сделать живописным каждый уголок вашего дома. А если учесть, что почти в каждом серванте вплоть до 90-х годов прошлого века хранились балерины, пастушки и прочие фарфоровые штучки, забавные в своей наивности, то можно считать: начало небольшой коллекции, способной вдохнуть душу в любой современный интерьер, уже положено. Тем более что фарфор снова на пике моды.
Фарфор - материал, прекрасно подходящий для создания мелкой декоративной пластики. Подлинный фарфор (такой производят в Китае с глубокой древности) - твердый глазурованный из белой обожженной глины со специальными примесями. Он полупрозрачный и имеет непористое строение. Мягкий (легкоплавкий) - ранняя разновидность европейского фарфора. Из него, как правило, выполняют cложную по композиции анималистическую скульптуру. Один из видов мягкого фарфора - костяной, при изготовлении которого в массу добавляют костяную золу. Такие фигурки отличаются белизной, тонкостью и изысканностью форм. Изделие из обожженной фарфоровой массы, не покрытое глазурью и имеющее матовую шершавую поверхность, называют бисквитом.
Скульптурными композициями из фарфора в Европе в XVI-XVIII вв. украшали десертные столы. Интересно, что раньше эти декоративные группы делали из сахара и воска, поэтому вначале фарфоровые скульптуры были похожи на них по цвету и являлись бисквитными имитациями классических мраморных статуй. Дизайн настольных скульптур, сопутствующих дворцовым сервизам, постепенно усложнялся, и они представляли собой уже целые ансамбли со сценами из жизни аристократии. Следуя европейской моде, в России в 50-х гг. XVIII в. начали выпускать мелкую пластику на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Этот фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. Сегодня предприятия, специализирующиеся на художественных изделиях из фарфора, развивают традиции классических российских фарфоровых производств.
Небольшие современные фигурки из фарфора тематически необычайно разнообразны. Это персонажи мифов и итальянской комедии дель арте, настольные портретные бюсты, изображения животных, модели известных памятников, жанровые и аллегорические композиции, пасторали. В наши дни мастера знаменитых европейских мануфактур (мейсенской, севрской, херендской, дрезденской и др.) воспроизводят старинные фарфоровые статуэтки.
Ценность фарфорового изделия определяют качество материала, форма, красота и оригинальность росписи, состояние предмета и наличие заводского клейма. Качество фарфоровой массы можно оценить самостоятельно. Попробуйте сделать так, чтобы белая поверхность отразила солнечный луч.
Если при этом вы не увидите ни одного дефекта или вкрапления, перед вами действительно элитарный фарфор. Поэтому редко встречается фарфор, полностью покрытый росписью, - достоинства так называемого белого тела (белой поверхности) должны быть видны.
На всех этапах (создание модели, роспись и глазуровка) фарфоровые статуэтки производят вручную. Сложные изделия обычно отливают по частям, которые потом соединяют в одно целое. При изготовлении кружевного фарфора используют настоящие кружева из хлопчатобумажной ткани, пропитываемые фарфоровой массой. В эти «сырые» фарфоровые кружева «одевают» фигурки. При обжиге хлопчатобумажные кружева сгорают и остаются необыкновенные фарфоровые кружевные платья. Неровные пятна, которые иногда можно увидеть на поверхности фарфора, - результат особенностей процесса обжига. Их не считают изъяном.
Фарфоровые статуэтки разных заводов различаются по сюжетам, форме и красочности. Имя производителя фарфора говорит не только о качестве, но и о стиле изделия. Узнать изготовителя можно по клейму. Фирменное клеймо ставят на продукции до того, как покрыть ее глазурью. Изделия из фарфора украшают надглазурной и подглазурной росписью. Подглазурные краски наносят на сырой черепок, они долговечнее, так как сверху защищены глазурью, но палитра их ограничена.
Надглазурные краски имеют более обширную цветовую гамму. Многие керамические краски при обжиге изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные возможности для росписи фарфора. Для оформления изделий применяют также деколь. Это переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и покрытая сверху специальным лаком. При обжиге уже декорированной фигурки пленка выгорает, а краски спекаются с глазурью и на поверхности фарфора остается рисунок.
Большое влияние на мелкую фарфоровую пластику оказала литература: в свое время появлялись изображения франтов и модниц, воспроизводились иллюстрации из популярных романов.
Современные фарфоровые миниатюры чаще всего представляют собой модели идеального мира. Безупречные люди в идиллических ситуациях - выигрышная тематика. Парадоксально, но факт: чем банальнее сюжеты миниатюр, тем охотнее их покупают. И так было всегда.
Мнение специалиста
Качество фарфора нетрудно определить на ощупь. Хороший фарфор имеет специфическую гладкую поверхность, которая зависит от разлива глазури. Еще один признак качественного фарфора - живой цвет. Ведь он может быть, например, ослепительно белым, но мертвым. Петербургский фарфор - белый со слегка голубоватым оттенком, венский - цвета снятого молока, севрский - чуточку опаловый. И наконец, фарфор должен нести черты стиля. Сегодня в Европе есть множество заводов, выпускающих модные изделия массового спроса. Но лишь некоторые из них следуют старым традициям берлинской, венской, севрской, мейсенской, херендской мануфактур и, безусловно, такого предприятия, как Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ 1925-2005 гг.) в Петербурге.
Алла Фадюшина, директор департамента розничных продаж московского филиала компании «Императорский фарфоровый завод»
Бережное обращение
Само слово «фарфор» ассоциируется с предметом хрупким и старинным. Некогда
статуэтки из него дарили в знак особого проявления чувств. Существовала
традиция дарить в дни больших праздников фигурку на добрую память. Изящные
статуэтки в таких случаях напоминали о тонкости чувств, требующих бережного
отношения. Их хранили в шкафчиках, горках под стеклом. До сих пор не удалось
точно определить, подвергается ли этот материал старению. Доказано, что со
временем он не теряет таких качеств, как плотность, прочность, блеск и
полупрозрачность. Фарфор не подвержен коррозии, невосприимчив к кислотам и
щелочам, содержащимся в средствах бытовой химии. Ухаживать за ним
несложно - достаточно использовать обычную воду с мылом или небольшим
количеством уксуса. Фарфоровые статуэтки лучше мыть вручную, применяя самое
неагрессивное мыло (например, детское), а затем стоит вытереть их мягкой
тканью. Если у фигурки деревянное основание, не давайте ему намокнуть.
Материалы номера