Расточить, отшлифовать...
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Многие технически грамотные автолюбители пытаются делать самостоятельно капитальный ремонт мотора своего автомобиля. Но в таких случаях всегда есть необходимость производить механическую обработку его основных деталей. Однако на всех ли станках, которыми сегодня располагают костанайские ремонтники, можно выполнить нужные в таких случаях работы? За советом мы обратились к старшему преподавателю инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадию САВЕЛЬЕВУ:
- Такой вопрос, наверняка, может возникнуть и у тех водителей, которые капитальный ремонт не собираются делать сами, а доверят его мастерской. Но они должны знать, что далеко не все станки, которые у нас используются для механической обработки деталей двигателя, обеспечат достаточную точность. А некоторые технические операции зачастую и вовсе делают по старинке, вручную. Хотя на современных двигателях это недопустимо. Это значит, что, затратив немалые деньги на ремонт, через некоторое время вам придется его повторить.
Можно, конечно, ничего не растачивать и не шлифовать, а купить новую деталь. Но ведь тот же коленчатый вал стоит немалых денег, поэтому он изготовлен так, что, применив определенную технологию, его технические параметры можно восстановить. Речь, конечно, не идет о таких повреждениях, как, например, возникновение трещины. Тут ремонт нецелесообразен.
В любом случае, делаете вы ремонт сами или доверили его мастеру из автосервиса, детали придется обрабатывать в механической мастерской. Какую из них выбрать? В качестве критерия обычно определяют набор оборудования, которым располагают ремонтники.
Дело в том, что в конструкцию современных двигателей заложены строгие требования к точности изготовления. Геометрия деталей, допуски на сопряжение поверхностей, перпендикулярность осей цилиндров коленчатому валу и другие параметры строго регламентированы. Старенькие советские станки не могут в полной мере обеспечить эти требования. Поэтому, если где-то и получается неплохо, то это лишь за счет высокого мастерства профессионалов.
Если в мастерской есть импортный станок для шлифовки валов, это говорит о достаточно высоком уровне. Советские станки, применяемые для этих целей, хороши были для других коленвалов. Сейчас размеры шеек уменьшились, а требования к их точности повысились. На них предусмотрена проверка некоторых параметров (например, параллельности осей коренных и шатунных шеек), чего не скажешь о старых станках.
Если возникла необходимость ремонтировать блок цилиндров, то не стоит обращаться в мастерскую, где хонгирование (нанесение на поверхность специальной насечки для лучшего смачивания ее моторным маслом) производится на станке напрямую, без предварительной расточки. Эта технология применялась для ремонта старых тихоходных моторов образца 70-х годов. Современные высокооборотные и высоконагруженные двигатели очень чувствительны к перпендикулярности осей цилиндров базовой плоскости блока. При прямом хонгировании этот параметр не выдерживается.
В хорошей мастерской обязательно должен быть специализированный станок для обработки головки блока цилиндров. Старые «крутилки» не дают нужного качества обработки седел на головке современных двигателей с тонкими клапанами.
Плохо, если плоскости обрабатываются на древних вертикально-фрезерных станках. Если там используется плоскошлифовальный станок, то он дает такую тонкую обработку, которая хороша для установки металлической прокладки и меньше подходит для традиционной, которой требуется некоторая шероховатость поверхности. Эти проблемы опять же снимают импортные специализированные станки.
В костанайских мастерских выбор не так богат, но он все же есть. Им нужно только умело пользоваться.
Материалы номера