И проданное невежество
Семен СУХАНОВ
- В наших министерствах сидят молодые ребятишки, которые пока не понимают, для чего они туда посажены.
Ну прямо как малыши в детсаду на горшках. Правильно решил президент: надо «обкатывать» младых спецов на низовой практической работе в регионах, а уж потом - по вертикали на высокие должности. Но все ли годятся на выдвижение, имеют ли достаточные знания, чтобы занимать высокие посты? Посмотрите, как теперь получают дипломы инженеры и гуманитарии, экономисты, юристы и прочие специалисты. Их некоторые (не очень немногие) просто покупают, но не целиком, а в розницу. Вот на днях прочел в одном из объявлений, расклеенных у дверей домов в Костанае: «Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные, чертежи, отчеты, презентации, ксерокс, сканер, набор (30 тнг), распечатка (5 тнг) текста. Мы экономим ваше время! Качественно! Оперативно! Доступные цены! Наш опыт - 9 лет! Система скидок!»
Чуть отдышимся от чудо-объявления девятилетних «услугодателей» и осмыслим его. Да это же продажа невежества будущим специалистам. Ну зачем самому тратить время и грызть гранит науки, если все можно купить со скидкой? Это студент Отто Шмидт в свое время наметил на изучение всех нужных ему наук 150 лет, а потом, скрепя сердце, вычеркивал из списка любимые названия. Так он и достиг мировой славы во многих науках. Да, мы речь ведем не о больших ученых, но все же о специалистах, которые не прочь занимать те или иные государственные должности. И коль уж сами подзабыли о том, как даются развитие и образование, то обратимся к мыслителям прошлого. Вот что писал немецкий педагог Адольф Дистервег около 200 лет назад: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...»
Подумать бы об этом и нашим вузовским педагогам и научиться различать курсовые, дипломные и другие работы студентов - купленные они или выполнены самостоятельно.
Многие помнят, как раньше сложно было получить любую высокую руководящую должность. Вот пример роста молодого инженера: мастер участка (цеха), начальник этого подразделения, главный технолог, главный инженер, директор завода. Ну а затем, если руководил успешно предприятием крупным, переводили в главк, министерство вплоть до предсовмина. Как и в армии, где лейтенанты не командовали сразу после училища батальонами, полками и выше. Наполеон - не в счет. Он гений, каких в мире единицы.
Так что теперешних младоминистерских работников следовало бы не только «обкатывать» на низовой работе в глубинке, но и посмотреть на их знания вообще. Ведь покупающие невежество не принесут большой пользы и на постах пониже.
Материалы номера