Вечный спор о шинах
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Многие начинающие автолюбители в растерянности. Одни им говорят: зимой без шипов на шинах лучше не выезжать, другие успокаивают: достаточно поставить «липучки» и ничего страшного с вами на зимней дороге не произойдет. Кого слушать? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- Вряд ли сегодня есть автолюбители, которые не знают, что летом и зимой нужно использовать разную резину. Но, судя по тому, что многие из них перешли на всесезонные шины и теперь не озабочены процедурой сезонного «переобувания», напрашивается вывод, что они не понимают до конца смысла применения летней и зимней резины. А отсюда и некоторые проблемы, связанные с неправильным использованием шипованных покрышек.
Дело в том, что материал, из которого изготавливаются шины, меняет свои свойства в зависимости от температуры наружного воздуха. Это влияет на величину коэффициента сцепления шины с дорогой, а также на сроки эксплуатации резины.
Чем зимняя шина отличается от летней? Во-первых, протекторная часть шины имеет специальный состав, который позволяет при низких температурах сохранить эластичность. Она легко адаптируется к зимнему дорожному рельефу. Во-вторых, протектор имеет рисунок с крупной нарезкой. Он адаптирован к зимней дороге. Если эти шины использовать в летнее время, то контакт с горячим асфальтом для них губителен. Нужно еще иметь в виду, что для зимних шин допустимая остаточная высота протектора установлена 4,5 мм. Как известно, в ПДД эта цифра в два раза меньше.
Ну а что же всесезонные шины? Этот компромисс пригоден, скорее, для климатических условий Западной Европы. Для наших мест, где зимой сильные морозы, а летом жара, они будут изнашиваться быстрее, чем сезонные шины, и эффективность их будет ниже.
Любую зимнюю резину (с шипами или без) устанавливайте при стабильных отрицательных ночных температурах. Что касается того, стоит ли зимой ограничиться «переобуванием» летней резины на зимнюю или все-таки сразу поставить зимнюю с шипами, то здесь я бы посоветовал хорошо подумать. Если вам придется часто выезжать за город, где дороги заснеженные, то шины лучше иметь шипованые. Если такие случаи будут единичны, а поездки в основном будут по городу, то достаточно перейти на обычные зимние шины. В городе основные улицы очищают, а шипованная резина на голом асфальте только ухудшает условия торможения. К тому же специалисты говорят, что при этом увеличивается вибронагруженность подвески, от чего сокращается срок службы рулевых тяг, шаровых опор, резинометаллических втулок. Да и дорожное покрытие разрушается, выбивая в городской воздух асфальтовую пыль. По этой причине в некоторых европейских странах зимой даже запрещают использовать шипы.
Кстати, в случае поездки за город можно обойтись установкой на колеса цепей противоскольжения. Пусть они лежат в багажнике. При случае они устанавливаются быстро.
Есть еще одна проблема. С наступлением весны трудно поймать время, когда шипы уже не нужны. А опыты показали, что во время непрерывного движения автомобиля со скоростью 60 км/час, при температуре окружающего воздуха +10 градусов, через 30 минут нижний опорный фланец шипа нагревается до 100 градусов. В результате резина в месте отверстия под шип твердеет и начинает разрушаться. Потеря шипа обеспечена.
Если вы все-таки выбрали вариант с шипами, то придерживайтесь следующих правил: устанавливайте шипованные покрышки на все четыре колеса, новые обязательно должны пройти 500-километровую обкатку, следите за давлением в шинах, при перестановке шипованных колес менять их не «крест на крест», а только «вдоль борта».
Не советую иметь два комплекта шин на один комплект дисков. Шины при перебортировке испытывают большое напряжение, и вам придется чаще тратиться на покупку новых.
Материалы номера