Политика впереди
Евгений ШИБАРШИН
Нет, там, где касалось любимой темы Нурсултана Абишевича «о выстраивании новой архитектуры международных отношений», его ответы были блестящи. Особенно в части пропаганды опыта и возможностей Казахстана для создания «баланса всех трех корзин ответственности: военно-политической, экономической и человеческого измерения». Тут можно было приводить и конкретные факты проявления казахстанского миролюбия, и напомнить некоторым господам, плохо знающим географию Евразийского континента, что наша страна очень выгодно расположилась на перекрестке Западно-Восточных и Северо-Южных дорог. Сложнее оказалось с развитием демократии. В упомянутом обращении Назарбаев обошелся одной фразой:
- Построение демократического общества - осознанный выбор нашего народа, и мы продолжим курс на дальнейшую политическую либерализацию страны и повышение качества жизни казахстанцев.
Что касается ответов на вопросы корреспондента, то президенту пришлось слегка напрячься. Хотя и для такого случая безошибочно работает давно откатанный штамп: «У вас на Западе демократия становилась 200 лет, а у нас ей еще нет и двадцати». А за этим тезисом идут ссылки на специфичность развития казахстанского общества, убойные примеры с «цветными» революциями в Кыргызстане, Украине и Грузии, а венчает весь этот набор гордость назарбаевской идеологии - незабвенная формула: «Вначале - экономика, потом - политика».
Разумеется, под «политикой» почему-то понимается только демократия. Для вящей убедительности Назарбаев еще напомнил, что в России было 40% безработных, многие нищенствовали, но везде кричали «демократия». Теперь это слово люди связывают с бедностью, и оно стало чуть ли не ругательством.
Откровенно говоря, такая оценка механизма, с помощью которого Нурсултан Назарбаев сам пришел к власти в Казахстане, просто ошарашивает. Ведь эти инструменты демократии у нас есть и сейчас, но ими манипулируют. Причем зачастую с нарушением существующих законов. Почему так происходит? Потому что все рычаги управления этим механизмом захватили люди, объединенные в так называемую президентскую вертикаль власти. Так разве это не политика? Разве не политика шла впереди экономики, когда сам Назарбаев инициировал принятие Конституции в 1995 году, способствовавшей выстраиванию именно такой политической системы, которую он теперь обещает «либерализовать»? Разве переход на авторитарную систему управления страной и попытки ее сохранить - это не политика?
Не честнее ли попытаться доказать, что именно такая политика нужна была народу Казахстана, чтобы вывести экономику из кризиса? Но тогда придется дать оценку и тем рыбакам от политики, которые в мутной воде получили крупный улов и загнали в бедность остальных граждан. А этого делать не хочется. С кем тогда останешься?
Материалы номера