Михаил Ефремов. Великий и ужасный

Михаил - один из немногих актерских детей, который не потерялся на фоне великого отца

www.kp.ru

Почему с милицией он разговаривает, как младший по званию

Одна из самых положительных и сентиментальных программ российского ТВ «Жди меня» вместо Игоря Кваши обрела нового ведущего. Человека, с именем которого постоянно связаны скандальные новости. О таких, как Михаил Ефремов, принято говорить «неоднозначный». Алкоголик, дебошир, донжуан, при этом честен, незлобив, терпим и безусловно талантлив. Талант - это самое однозначное в буйной личности Ефремова.

Михаил ЕФРЕМОВ: «Я сторонник теории хаоса»        

Ефремов - один из самых востребованных актеров, в прошлом сезоне выскочил из устойчивого реноме «профи на эпизод» («Возьми Ефремова, и народ потянется на фильм»). Сразу две главных роли в спорных, но весьма приметных картинах. В экстремальной «Кошечке» - гротескный образ стареющей балерины, эквилибристика между абсурдом и реальностью. В трагикомедии «Какраки» капитально запакованная душа его чиновника Михал Михалыча рвется из золотой клетки регламентного благополучия на просторы смертельно опасной свободы. На выходе «Generation P», в котором Ефремов преображается в мастера телевизионного бреда Азадовского.

- Михаил, вы сын не только Актера, но строителя театра. К сцене Олег Николаевич относился, как к важнейшему делу  жизни. Сейчас другое время?

- Конечно, время иное. И театр - не кафедра. Этот возвышенный пиетет он перенял от «стариков». Ведь Станиславский и Немирович на полном серьезе обсуждали, мол, поставим это - Россия пойдет одной дорогой, а если нет - «мы пойдем иным путем».

- Что мешает вам так «высоко» относиться к театру?

- Да все. Страна другая. Время.

- Как время влияет на то, что происходит в кино, в театре?

- Мы начали разговор с отношения Станиславского и Ефремова к театру. А что вы думаете? Ефремов МХАТ разделил - и Союз развалился. Впрочем, я сторонник теории хаоса, а не заговора. Однако все связано со всем. Я разговаривал с Шатровым, Гельманом. Они рассказывали, что Ефремов не верил в стихийное народовластие. Считал, когда придет к власти нормальный человек, может, что и произойдет. Ведь несусветная глупость не давала дышать. Сейчас в парах ностальгии это как-то забывается. И вспомнить все практически невозможно. Сейчас снимаюсь у Саши Баршака в «Аптекаре» по Орлову. 1984 год.  Бомжи сидят у входа в пивную. В руки им дали бутылки с пивом. Так они себе представляют пивную 80-х. Да ведь из-под молока пакеты обрезали. Они эту ахинею не понимают. Сегодня эта ахинея кажется милыми капризами. Не капризы это - закон жизни.

- Какова же нынешняя «милая ахинея»?

- Сейчас деньги - закон жизни.  Весь мир живет по этому закону.

- Вряд ли для Станиславского это было «законом жизни», хотя МХТ и строился в капиталистической стране. Но вкладывали средства в «театральное товарищество».

- Не только. Станиславский вкладывал капиталы в электрические провода. Столь же передовое выгодное предприятие, как сейчас «Вымпел-телеком» или «Евросеть». Высокие технологии. Театр не прибыльное предприятие, потому как - высочайшая технология. Хотя в МХТ были и дорогие билеты. От идеи общедоступности пришлось отказаться. И Станиславский реально стоял на коленях перед Рябушинским, чтобы закрыть дыры в бюджете.

- Значит, с меценатами сегодня все в порядке, и гнилья с кошельками - столько же?

- Меценатов - поменьше,  гнилья - побольше. А чего вы ждали, театр всего лишь срез общества.

- Пытаюсь осмыслить роль денег в жизни актера Михаила Ефремова, отца пятерых детей, снимающегося  столь часто,  что сам шутит, мол, просто  метит кинотерриторию.

- У меня есть профессия. Ею зарабатываю. И профессия доставляет удовольствие. В 75 процентах проектов нравится работать. Остальные - денежные.

- Каков размер плинтуса, ниже которого вы отказываетесь работать?

- В профессии не бывает плинтуса.

- То есть приходит человек с большим карманом, не умеющий снимать: «Миша, ты мне позарез нужен!», и вы...

- Маленькую роль сыграю с удовольствием. Главную - нет. Не вижу необходимости отказываться, если есть свободное время...

- По вашей фильмографии из запоминающихся:  Дубровский, банкир в «Антикиллере»,  Керенский в «Романовых...», Алексей в «Небо, самолет, девушка», дембель в «9 роте», Актер в «12». Потом накатанные рельсы. От каждой крупной роли - маленькие «болтики».

- Ну да, биржевое время. Я же не скрываю: могу вот так. Хотите такое же, но с другой резьбой? Пожалуйста. Это заработок. Но не халтурю, когда делаю эти маленькие болтики.

- Значит, вы продукт общества потребления?

- Наверное, я обыватель и все такое. Но если говорить - простите за пафос - о душе художника, многое не устраивает в жизни общества, его людей и отношениях между ними. То, что именуют цинизмом, я называю двойными стандартами. Во всем. Говорят одно, делают другое. На всех уровнях. Я не член ни театрального, ни киносообщества. Не люблю «союзов» - в общественном смысле. Меньшинство всегда более честно и право. Сообщество нуждается в «аппарате», уставе. Аппарат организует собрания. Поэтому ему нужно помещение, люди, машины и оргтехника, охрана. Аппарат самооплодотворяется, разрастается. У нас всегда было слишком много голов. Все хотят быть «головами». Потом выяснилось, что голова одна - и это хвост. Служба безопасности. Она отвечает за  головы. Если что, бьет больно. По голове. Не хочу. Раньше в стране половина сидела, половина охраняла. Сейчас половина против ментов, половина - за. Я с милиционерами общаюсь, во всяком случае, когда трезвый - как младший со старшим. Генетическая память?

- Если честно, я тоже их побаиваюсь.

- Думаю, их так специально обучают, чтобы чувствовали себя старшими по званию. По сравнению с нами - младшими. Зато могу актерскими, режиссерскими работами высказываться, как не высказался бы никогда. Тем более в СССР. Ведь не увидели бы мы при прежней системе ни Серебреникова, ни Сигарева. Ни фильма «Какраки», в котором коррупция во имя любви. Я там высказался.

Софья КРУГЛИКОВА: «Миша навыступается - и обратно»

Кругликова, звукорежиссер, преподаватель Гнесинки - четвертая жена Ефремова. Говорили, что на последнем «Кинотавре» из-за пьянства мужа порвала с ним. Оказалось, не совсем так.

- Софья, на «Кинотавре» Михаил журналистам сказал, мол, меня жена выгнала, в другой номер перебралась и не хочет видеть...

- А мы всегда живем в разных номерах! У нас дети маленькие: двух и пяти лет. И они требуют сна по ночам. Мы поэтому встречаемся на нейтральной стороне...

- У вас гостевой брак?

- С двумя детьми? Гостевой брак - это повстречались и разошлись. А тут боженька дал нам двух прекрасных дочек. Что нам теперь делать? Наверное, придется жить.

- В Москве вы живете в разных квартирах?

- Нет. В разных комнатах! Я сделала такой ремонт в квартире, чтобы двери все были звуко- и запахоизолированными - специально для пьющего мужа. И я могу Мишу отнести, то есть, скажем так, сопроводить в ЕГО комнату, в которой могу его запереть, изолировать от остальных домашних, и там он может приводить себя в порядок. Обычно часов шесть сна, и он бодр и весел.

- Трудно жить с человеком, который выпивает? Это преодолимо?

- Это НЕПРЕОДОЛИМО. Это есть, и это факт. К этому надо так относиться. Я думаю, что многие ваши читательницы тоже хорошо знают, каково жить с пьющим! Но кому легко? У кого-то пьющий, у кого-то изменяет, у кого-то детей отнимает... Много разных проблем у людей в мире. Да, мы поссорились. Да, прогоняю мужа. А потом - сядешь, подумаешь, а ведь люблю!

- А бывало, что вы ему говорите: все, уходи...

- Я ему говорю это каждое его пьянство! Он уходит и приходит обратно. Мое мнение о пьянстве такое: если ты пьешь с кем-то, с друзьями, у них и оставайся. В таком же положении находится Гарик Сукачев. Этому я научилась у его прекрасной жены Ольги: человек должен быть человеком в семье. Если он нелюдь, пусть он будет нелюдь с нелюдями.

- Из дома Ефремов уходит надолго?

- Если у вас считается «надолго» до пяти утра - то это надолго. Я прекрасно знаю все его месторасположения, и если захочу, в любой момент могу его найти в Москве. Даже не имея мобильной связи с ним. Он достаточно консервативный человек и ходит в одни и те же места.

- Когда вам надо, вы его находите и везете домой?

- Теперь уже не везу. Ничего страшного. Он ведь не пропадает! Он просто выпивает, веселится, веселит людей... Он публичный человек. Ему не хватает сцены. Он выступает перед людьми незнакомыми. Ему это нравится. Он яркий человек. Навыступается и приходит домой.

- Но пьяные бывают агрессивные...

- Бывают. Я тоже могу быть агрессивной. Честно признаюсь, но на одной из своих исповедей в церкви я рассмешила батюшку, рассказав, что БЬЮ своего мужа. Батюшка веселился. Благо это был Иоанн Охлобыстин... Он прекрасно знает Мишу и понимает меня прекрасно.

- Я не совсем понимаю - что же в пьющем мужчине Ефремове есть такого, что женщин так воспламеняет: они сходят от него с ума, рожают от него детей. 

 - Загадочная русская душа! То, что никогда не будет разгадано не родившимся в России человеком.

- А конкретнее! Он что, вам стихи читает?

- Он пишет их! Для всех для нас он пишет... И по поводу состояния России, и по поводу всего... И у меня хранятся эти папки шедевров...

- Наверное, когда трезв, умеет ухаживать, на руках носит?

- Я не рискую... Потому что такие попытки возникают в возбужденном состоянии, я боюсь упасть.

- А может, вас и притягивает то, что он может быть ласков и агрессивен одновременно?

- Одновременно это с ним не случается... Он разный. И это приятно. Он вызывает кучу эмоций, он необыкновенный, сумасшедший, и любая женщина в мире мечтает иметь ТАКОГО... С ним не соскучишься! А я не могу жить не на вулкане, видимо... Это моя стезя. До Ефремова у меня был муж-француз, с которым я жила в Париже. Он не пил, дарил цветы каждый день, бегал за круассанами по утрам. А я его оставила, приперлась обратно в Россию и вышла замуж за Ефремова! Я сама себе выбрала вот такое веселье с Ефремовым и живу в этом веселье!

Фото www.film.ru