Подголовник иногда выручает
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz
Определяя комплектацию автомобиля при его покупке, многие водители начинают исключать навороты ради удешевления машины. И первой «жертвой» часто становятся подголовники сидений. Действительно - разница в цене за счет дополнительных опций (в том числе и подголовников) может доходить до 6%. Так стоит ли тратиться, например, на установку подголовников на задних сиденьях, если пассажиры в вашем автомобиле сидят там лишь изредка? Вот что по этому поводу говорит старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ:
- То, что передние сиденья имеют подголовники, уже стало нормой. Без них сейчас можно встретить лишь единичные экземпляры очень «древнего» производства. Что же касается подголовников задних сидений, то они не всегда есть даже на иномарках производства 90-х годов. Нет их и на некоторых моделях российского производства, которые выпускаются сегодня. Либо в условиях комплектации иномарок российской сборки предусматривается возможность от них отказаться. И многие водители идут на это.
Деньги, наверное, в таких случаях являются определяющим фактором. Но, на мой взгляд, влияет и непонимание значения подголовников для безопасности. По моим личным наблюдениям, многие водители считают, что главное назначение подголовников - создать удобство. В дальних поездках, дескать, есть куда пристроить голову, чтобы шея не уставала. Это видно и по высоте установки подголовника - там, где она регулируется. Высота выбирается такой, чтобы удобно было положить голову. Отсюда и мнение о необязательности подголовников на задних сиденьях.
Когда все в поездке благополучно, эта деталь действительно играет роль части дизайна или в какой-то мере помогает облегчить дальние поездки. Но вот что показывают опытные испытания, описанные в одном из российских журналов. В стоящую «Ладу-Приору» ударили сзади тележкой весом в 1100 кг, разогнанную до скорости 37 км/час. Сзади посадили два манекена, но на левом сиденье сняли подголовник. После удара у левого манекена голова запрокинулась так, что исчезла за задней стойкой. И хотя при такой силе удара изгибающий момент для шеи был в два раза меньше предельно допустимого, но если у правого манекена (с подголовником) он был 20,8, то у левого (без подголовника) - 28,7. Согласитесь, что при возрастании скорости до 60-70 км/час (которая наиболее распространена на городских улицах), такая разница может оказаться решающей.
Хочу подчеркнуть, что подголовники призваны обеспечить безопасность шейного отдела позвоночника от удара автомобиля сзади. Хотя тут не все так просто. Тяжесть травмы зависит от угла удара, особенностей организма пострадавших, их позы и других факторов.
Что касается высоты установки подголовника, то, на мой взгляд, наибольший эффект для безопасности будет, если его поставить не на уровне шеи, как это часто делают, а у затылка. Таким образом при ударе можно уберечь голову от опасного запрокидывания. Не дай бог случиться такому, но если уж произошло и подголовник вас предохранил от серьезной травмы, все равно советую после этого обязательно обратиться к врачу. Сразу последствия вы можете не почувствовать, и это вас успокоит, но это не означает, что все закончилось благополучно. Последствия могут дать о себе знать лишь через какое-то время.
Материалы номера