Трижды машинист Советского Союза
Владимир КАТКОВ, ng@ng.kz
В марте нового года Костанайскому отделению дороги исполнится полвека. В августе 50-летний юбилей отмечает локомотивное депо станции Костанай. Истории как таковой нет - есть биографии людей.
Николай МИРОЛЮБОВ - первоклассный машинист паровоза. В начале 60-х прошлого века пришлось переучиваться на управление тепловозом - освоил второй класс мастерства, дающий право на вождение пассажирских поездов. Когда появились локомотивы на электрической тяге - стал классным машинистом электровоза. А вообще мечтал стать летчиком. Ровно 60 лет назад он закончил Ржевское железнодорожное училище с удостоверением помощника машиниста паровоза. Была обязательной двухгодичная отработка по полученной специальности. Мог оказаться в Воркуте, но руководство решило оставить его при школе. И появилась возможность посещать местный аэроклуб. Но при призыве в армию не прошел медкомиссию в авиашколу: пацаном, когда немцы бомбили Ржев, получил контузию. Лишь на комиссии узнал, что повреждена перепонка уха. Но его признали годным к службе в качестве машиниста паровоза в железнодорожных войсках. Так он оказался в Орше, в училище имени Героя Советского Союза Константина Заслонова, которое окончил с отличием.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром...
Его судьба - клубок исторических противоречий минувшего века. Он - правнук героя Отечественной войны 1812 года, которому после ратной службы царским указом был пожалован земельный участок в 230 верстах от Москвы. В конце позапрошлого века дед Парфен построил 4 дома для своих сыновей и основал хутор. К 30-м годам прошлого века это было зажиточное крестьянское хозяйство на 4 больших семьи. Только в семье отца Кольки Миролюбова - Алексея Парфеныча - было семеро детей. Когда начались коллективизация и раскулачивание, у них забрали все, оставив одну корову. Пятилетний Колька уже тогда понял: жизнь может быть несправедливой.
Отец уехал на заработки в Ржев, а мать в колхоз не пошла - нужно было кормить семерых по лавкам, с которыми тоже подалась в город. Потом была война с Финляндией, с которой отец вернулся живым, чтобы погибнуть в 42-м на другой войне. Начало этой войны третьеклассник Колька Миролюбов запомнил отрытыми под зданием школы блиндажами и бомбежками. Фашистские бомбовозы на малых высотах пытались прорваться к Москве, но, встретив плотный заградительный огонь зенитчиков, засыпали своим смертоносным грузом маленький районный городок, стирая его с лица земли. 20 месяцев оккупации жили в руинах, скитались в поисках пропитания по окрестным, чудом уцелевшим деревенькам. В марте 43-го Красная Армия освободила Ржев, старшая сестра устроилась на работу, нашли помещение под жилье - выжили.
В 1954 году Николай закончил училище им. Заслонова будучи секретарем комсомольской организации, а потому комсомольская путевка на целину обойти стороной его не могла.
- По всем депо Московской области нас набралось человек 400, - вспоминает сегодня Николай Алексеевич. - Пункт назначения - Челябинск, в распоряжение заместителя начальника Южно-Уральской железной дороги Гундобина. Мне предложили работу на станции Челябинск, на маневровом паровозе. Я попросил чего-нибудь веселее. Можем веселее, сказали кадровики: дежурным по депо станции Кустанай. Приезжаю в Кустанай: елки-палки! Деревня с четырьмя железнодорожными путями. Депо - двухосный вагончик да поворотный круг с бревном вместо рычага. Сбалансирован круг был идеально: я в одиночку разворачивал паровоз на 180 градусов. Оказалось, что основное депо находится в Троицке, а в Кустанае только обратное...
А потому, когда вскоре предложили место старшего машиниста бригады маневрового паровоза 7004/2-М, согласился не задумываясь. И тут же столкнулся с проблемой: в Кустанае очень жесткая вода, известковая накипь нарастает очень быстро. В химической лаборатории Троицкого депо подсказали выход: на паровозе появилась своя портативная лаборатория, с помощью которой доводили жесткость воды до оптимальной. Дальше - больше: в 1955 году бригада Миролюбова из 8 человек берет паровоз на социалистическую сохранность. Инициатива будет поддержана по всей ЮУЖД. По сути, это был первый хозрасчет. Что он дал? Уже по итогам первого года удалось сэкономить 100 тонн угля, много запчастей, смазки и обтирочного материала. А главное - вдвое увеличился пробег паровоза между подъемочными ремонтами. Это когда паровоз поднимают над тележкой и тщательно очищают его внутренности. Большая экономия получена на текущей промывке котла и мелком ремонте. Они ни разу не «тушили» паровоз, а вот другие «потушенные» в Троицк таскали. Паровоз, в топках которого погас огонь, особенно зимой, стопроцентно выходит из строя.
В архиве Николая Алексеевича есть фотоснимок: его бригада на фоне паровоза. Третий слева - старший машинист Миролюбов. Но на снимке только семеро. Восьмой - в кабине паровоза. Если он под парами, там всегда должен находиться машинист или его помощник.
Жесткие времена
- Вы сегодня не представляете, - рассказывает Николай Миролюбов, - какие жесткие порядки были в те времена на железной дороге - организации полувоенной. За одну минуту опоздания с прибытием на станцию назначения машинист мог попасть на гауптвахту - это было в компетенции политотделов. Тогда отстранить от должности машиниста мог только начальник дороги, потом это мог сделать и начальник отделения, а потом - любой «стрелочник». Руководство ЮУЖД меня трижды представляло к званию Почетного железнодорожника - безрезультатно. В 1958 году моя бригада первой в Троицком депо получает звание коллектива коммунистического труда. Как бы сегодня над этим ни посмеивались, а моральные стимулы тогда много значили - люди буквально жили производством. К тому времени была построена узкоколейная стокилометровая дорога, соединившая Кустанай с глубинной станцией «Ново-Урицкая», на которой находится самый крупный в регионе элеватор. Наше депо становится узкоколейным, его отделяют от Троицка, а заодно мы оказались отрезанными от всех ближайших ремонтных баз. Я написал в министерство путей сообщения письмо, в котором доказывал, что такие действия ведут к развалу железнодорожного хозяйства в регионе. Меры приняли оперативно: узкую колею закрыли, нас вернули в Троицкое депо, а узкую колею в конце прошлого века переделают в широкую и Кустанай соединится с Кокчетавом. А в итоге - полвека назад мне присвоили звание Почетного железнодорожника. Не думаю, что на решение министра путей сообщения повлияло мое письмо...
Жизнь раскручивается стремительно: на смену паровозам пришли тепловозы, а затем появляется и электрическая тяга. В 1960 году создается Кустанайское отделение дороги, а спустя полгода - локомотивное депо, в организации которого Миролюбов принимал самое активное участие. В Караганде он проходит переподготовку на машиниста тепловоза и поступает на заочное отделение Целиноградского железнодорожного техникума, самостоятельно переучивается на машиниста электровоза третьего класса. И назначается машинистом-инструктором локомотивных бригад грузовой колонны.
Название станции «Железорудная» говорит само за себя. Здесь и сегодня самые большие объемы погрузки железной руды и окатышей. А тогда нужно было продумать оптимальную схему работ электровозов. Миролюбов формирует при поддержке непосредственного руководства 5 выводных бригад. Между «Железорудной» и узловой станцией «Тобол» короткое плечо, на котором нецелесообразно использовать локомотивные бригады магистральных электровозов. А вот выводные очень даже удачно вписались в схему: они выводят груженые составы на станцию «Тобол», откуда их и забирают магистральные локомотивы.
Даже казус случился: на совещании у НОДа локомотивное депо подвергли критике по обороту подвижного состава, но потом оказалось, что по грузообороту план выполнен на 112%: ощутимый вклад внесли выводные бригады. По инициативе машиниста-инструктора Миролюбова в 1976 году впервые на Казахской железной дороге маневровые тепловозы стали обслуживать только машинисты, без помощников. Инициатива получила широкое распространение по всей дороге, начальник локомотивного депо станции «Кустанай» Чингиз Бектурганов был удостоен звания Почетного железнодорожника, а Миролюбова наградили денежной премией.
Отдыхать нам рановато
На пенсию он мог уйти в 1985 году: тогда машинисты уходили на заслуженный отдых в 55 лет. Ушел только в 1993 году: локомотивщика с уникальным опытом деликатно просили поработать еще, и он работал с полной отдачей сил и времени. Он просто не может иначе работать.
В этом весь Николай Алексеевич Миролюбов - бессменный председатель совета ветеранов Костанайского филиала АО «Локомотив», общественный директор музея родного предприятия. В 2010 году отделение и локомотивное депо станции «Костанай» отмечают полувековые юбилеи, а Миролюбов завершает восьмой десяток лет своей жизни. Человек удивительной жизненной энергии и общественного темперамента, устремленный в завтрашний день.
Материалы номера