Тачки на бюджетной прокачке
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz
Чёткой схемы нет
Первое, чем удивило наше расследование: чётко определённого порядка покупки чиновничьих машин и контроля за этим тонким и весьма недешёвым делом не существует. А между тем стоимость одного, не самого крутого авто, находящегося в распоряжении не самого высокого чиновника областного масштаба, в принципе, равняется цене ремонта детского сада. Помнится, как раз 5 млн. тенге было выделено в этом году на ремонт костанайского детсада №40.
На практике, объяснила корреспонденту «НГ» директор департамента экономики и бюджетного планирования Мария ЩЕГЛОВА, покупка казённых машин осуществляется по статье «административные расходы». Административные расходы подразумевают содержание аппарата и укрепление технического оснащения, в том числе, и покупку автомобиля. Если директор департамента решил, что нужна новая служебная машина, на имя акима пишется заявление.
- Затем наш департамент занимается расчётами. В частности, мы смотрим на технические характеристики действующей машины, срок её эксплуатации, изучаем цены. После этого предоставляем расчёты на рассмотрение бюджетной комиссии при областном акимате под председательством акима области. Бюджетная комиссия смотрит расчеты, составляется протокол, на основании которого выносится постановление акимата. Департаменту вписывается определённый лимит на покупку автомобиля. Общую статью утверждают депутаты областного маслихата.
- На областном маслихате при рассмотрении бюджета для каждого департамента, мы утверждаем статью «административные расходы» в целом, - рассказал «НГ» секретарь областного маслихата Темиржан ТУЛЕУБАЕВ. - Но мы не знаем конкретно, сколько из этой суммы директор потратит на машину.
По традиции, директора департаментов приобретают в основном Subaru и Toyota, стоимость которых колеблется от 4-х до 5-ти млн. тенге. Заместители, как правило, ездят на «Жигулях». Почему именно эти машины? Каким протоколом предписано, кто на чём ездит? Неизвестно. Руководители департаментов утверждают, что выбирают марку и цену машины в зависимости от потребностей.
Пояснить, чем руководствуются чиновники, ориентируясь именно на 4-5 млн. и конкретно на Subaru и Toyota, так никто и не смог.
Иномарки долговечнее
- Свою Subaru Legasy Outback я ждал три года, - рассказал «НГ» директор департамента природных ресурсов и регулирования природопользования Казбек ТУЛЕУБАЕВ. - По лимиту, выделяемому нам, дороже Subaru никто не может приобрести машину. У нас она полноприводная, 4 WD, чтобы удобно было ездить по лесам. Раньше, когда срочно нужна была машина для выезда на пожары, я брал «Ниву» у заместителя, потому что на «Волге» проехать туда не мог. Стоит эта новая Subaru больше 4 млн. тенге.
Директор департамента госсанэпиднадзора по Костанайской области Василий ПАСИЧНИК ездит на Ford Mondeo, который по цене заметно «скромнее», чем у многих других чиновников, около 3 млн. тенге.
- На наш департамент положено 4 машины, - говорит он. - Я езжу на «Форде», мои замы на «семёрках» стоимостью 700 000 тенге. Всё покупалось на деньги областного бюджета. На иномарке я езжу потому, что она долговечнее, наши быстрее выходят из строя.
Департаменту пора обновить и санитарные машины, которые должны быть в каждом регионе. Всего автомобилей 20, они не менялись 15 лет, но денег в бюджете на них пока нет.
Директор департамента экономики и бюджетного планирования Мария ЩЕГЛОВА поменяла машину в прошлом году.
- На своей новой Subaru Legasy Outback я буду ездить около семи лет. Старая Subaru мне досталась от бывшего заместителя акима области. Она была несколько раз в аварии и пришла в негодность. Что касается остальных департаментов, то все они почти обновили свои машины. В следующем году закупа служебных машин для директоров департаментов и их заместителей, скорее всего, не будет.
Достались по наследству
Секретарь Костанайского городского маслихата Сакен ТУКЕНОВ отметил, что его служебный Hyundai достался ему по наследству. Его стоимость, отметил г-н Тукенов, не превышает 2 млн. тенге. Никаких наворотов, обыкновенные тряпичные сиденья и механическая коробка передач.
- Когда я еду на этой машине, у меня складывается такое ощущение, что я управляю старыми «Жигулями», - смеётся секретарь маслихата.
Секретарю областного маслихата Темиржану ТУЛЕУБАЕВУ Toyota Kamry тоже досталась от прежнего владельца. Стоимостью он не интересовался. На «подержанной» прошлым директором Hyundai Sonata ездит и нынешний руководитель департамента финансов Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, поэтому о стоимости тоже ничего не знает:
- Машина достаточно простая. Коробка передач механическая.
Начальник управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Серик ЖУНИСОВ тоже приобретает машины за бюджетные средства.
- Сейчас у меня две машины - ответил он «НГ», - Toyota Kamry и Volkswagen Passat.
Какова стоимость автомобилей - начальник управления дорожной полиции не знает, поскольку закупом служебных автомобилей занимался ДВД.
Кстати, не так давно сменил служебную машину и аким Костанайской области Сергей Кулагин. Раньше он ездил на джипе Toyota Land Cruiser, теперь на джипе Lexus. В особых случаях ездит Кулагин и на Mercedes-600.
В Парламенте скромнее
Категорически отказался назвать марку служебного авто и его стоимость директор департамента архитектуры, градостроительства и строительства Костанайской области Владимир КОЧИН.
- Машина у меня с 1999 года, досталась от заместителя акима области. Пробег 500 000 км. Марку и стоимость не скажу.
Директор департамента координации занятости и социальных программ Ольга КИКОЛЕНКО, у которой в этом году должна появиться новая машина, сообщила, что не знает ни марки машины, ни сколько она стоит.
- А зачем вам это вообще надо? Я ещё не знаю, купим мы машину или нет, может, я перекину эти деньги на другую статью.
Вкус на машины у наших чиновников явно недурён, а вот понимания того, что траты бюджетных средств секретом для общественности быть не должны, как-то не хватает. Что думают об этом наши депутаты?
- В республиканском бюджете есть отдельная статья, которая предусматривает приобретение служебных автотранспортных средств для депутатов и сотрудников министерств, - объяснила «НГ» депутат Мажилиса Парламента РК Багила БАЙМАГАМБЕТОВА. - На выделенную из бюджета сумму рассчитывается количество автомобилей.
Депутат считает, что приобретение автотранспорта по статье «административные расходы» недостаточно прозрачно:
- Административные расходы всегда можно переписать со статьи на статью. Поэтому на покупку служебного автомобиля чиновник может потратить больше средств. Вторая лазейка в том, что они могут брать в аренду служебные автомобили. При этом можно свободно разъезжать на более дорогой машине, не проводя никаких тендеров, которых требуют бюджетные деньги. Ведь в статье «транспортные расходы» не прописаны порядок приобретения служебного автомобиля и то, каким образом должны расходоваться бюджетные средства.
Депутат Сената Евгений АМАН рассказал, что в Парламенте ни у одного депутата, кроме немногочисленных женщин, нет своего служебного автомобиля.
- У нас есть общий гараж, в котором находятся дежурные машины. Если мне нужно срочно выехать, я вызываю машину через диспетчера. Мне просто присылают свободную машину, среди которых немало «Волг». У каждого депутата свой лимит - 60 часов в месяц.
Кстати, в старые советские времена, вспоминают старожилы, так же было и в «партийных и советских органах».
Куда уходят «пенсионеры» дорог?
Что происходит со служебными автомобилями, чей срок эксплуатации уже вышел? Эти, вполне, кстати, бодрые, весёлые «пенсионеры» выставляются на тендер и продаются. Как сообщила «НГ» директор департамента финансов Сауле АЙМУХАМБЕТОВА, их могут приобрести как частные лица, так и различные фирмы. Деньги от продажи возвращаются в бюджет.
Не секрет, что такие автомобили частенько по сходной цене продают работникам VIP-гаража. Без всякого тендера.
Что мы поняли
Чиновникам совсем не нравится говорить о своих симпатичных, продвинутых и дорогих «игрушках». Недоумение, раздражение - именно этот букет чувств испытывали многие наши собеседники. Хотелось бы надеяться, что это - из-за естественного неудобства, которое возникает при сопоставлении цен на служебные авто госслужащих и тех неотложных нужд, на которые в бюджете постоянно не хватает денег.
Служебные машины чиновников Костанайской области
Чиновник |
Марка |
Стоимость в зависимости от комплектации* |
Аким Костанайской области Сергей Кулагин |
Джип Lexus
Mercedes-600 |
$45 000 - 85 000 $75 000 - 1 500 000 |
Заместитель акима Костанайской области Серик Бектурганов |
Аudi А6 |
$16 000 -150 000 |
Руководитель аппарата акима Костанайской области Анатолий Твердохлебов |
Subaru Legasy Outback |
$34 900 - 44 400 |
Директор департамента экономики и бюджетного планирования Мария Щеглова |
Subaru Legasy Outback |
$34 900 - 44 400 |
Директор департамента образования по Костанайской области Генрих Шек |
KIA Shuma |
$7500 - 12 000 |
Директор департамента финансов Сауле Аймухамбетова |
Hyundai Sonata |
$16 000 - 22 000 |
Директор департамента здравоохранения по Костанайской области Едиге Галимжанов |
KIA Shuma |
$7500 - 12 000 |
Директор департамента культуры Сауле Бурбаева |
Subaru Legasy |
$28 900 - 42 400 |
Директор Департамента внутренней политики Тамара Жакупова |
ГАЗ 3110 (Волга) |
$3600 - 5000 |
Директор департамента природных ресурсов и регулирования природопользования Казбек Тулеубаев |
Subaru Legasy Outback |
свыше $32 000 |
Секретарь областного маслихата Темиржан Тулеубаев |
Toyota Kamry |
$32 000 - 45 000 |
Секретарь городского маслихата Сакен Тукенов |
Hyundai |
около $16 000 |
Начальник управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Серик Жунисов |
Toyota Kamry
Volkswagen Passat |
$32 000 - 45 000
$25 000 - 50 000 |
Директор департамента госсанэпиднадзора Костанайской области Василий Пасичник |
Ford Mondeo |
свыше $24 000 |
*По данным автосалонов Костаная и Алматы
Служебные автомобили акимов областей Казахстана
Аким |
Марка служебного автомобиля |
Примерная стоимость* |
Аким Атырауской области |
Серебристый Mercedes-500 |
$45 000 - $60 000 |
Аким Мангыстауской области |
Серый и белый Mercedes -500 |
$45000 - $60 000 |
Аким Кызылординской области |
Джип Lexsus,
Toyota Kamry |
$45 000 - 85 000
$32 000 - 45 000 |
Аким Костанайской области |
Джип Lexsus
Mercedes-600 |
$45 000 - 85 000
$75 000 - 1 500 000 |
Аким Астаны |
Аudi А8 Два Mercedes S-350
|
около $117 000 около $65 600
|
*По данным автосалонов Костаная и Алматы
Материалы номера