«С молоком матери язык не усваивается»
Прочитав письмо г-на Тихановского, невольно задумался, где же у него «здоровое место», почесав которое, можно его убедить, что проблема казахского языка - это, прежде всего, проблема казахов, рождённых в послевоенное время и во время поднятия целинных и залежных земель. Это поколение, которое воспитывалось и обучалось после массового закрытия национальных школ. В результате, когда язык их предков не стал востребованным, они его просто-напросто потеряли, превратившись чуть ли не в манкуртов. Такая же участь постигла и их детей. То есть, по существу, два послевоенных поколения благодаря крупнейшей ошибке Министерства образования СССР были отлучены от традиций и культуры своих предков. Конечно, насильно вроде бы никто не запрещал казахам изучать свой язык, обычаи и традиции, но любой человек, который более или менее разбирается в детской психологии, поймёт, что добровольно обычный здоровый ребёнок никогда не сядет за стол, чтобы что-то изучать, пусть это будет даже язык его матери. Он, скорее всего, побежит играть в футбол со сверстниками, а с материнским молоком язык, к сожалению, не усваивается, его надо изучать, и как можно в более раннем возрасте.
Я, г-н Тихановский, ваш ровесник, учился и работал в Сарыкольском районе, а не в городской школе, как вы, и могу опровергнуть ваше заявление, что половина школ на селе были казахскими. По крайней мере, в моём районе была только одна Карообинская средняя школа, где обучение велось на казахском языке.
Русификация, насаждаемая с самого раннего возраста, а точнее - с дошкольных учреждений и кончая вузами, привела к столь плачевным итогам, в результате которых практически все северные регионы Казахстана стали русскоговорящими. Всё бы ничего, если бы со стороны жителей некоренной национальности было понимание траггичесой ситуации (иначе не назовёшь), в которой оказалось немалое число казахов.
В заключение хотел бы пожелать нашему президенту на официальных приёмах за рубежом произносить речи на казахском языке, так как первый человек государства представляет не только страну, но и её народ.
Мухтар ТУРСУНОВ, воспитатель, КостанайМатериалы номера