В поисках черной кошки

В Костанае с доктриной национального единства согласились единогласно

Евгений ШИБАРШИН

Об истинных мотивах дискуссии по национальным вопросам

В последнее время в Казахстане обострились споры по поводу политики государства в сфере межэтнических отношений. Причину можно было бы объяснить обнародованием доктрины национального единства и вбросом информации о предложении руководства Китая взять в аренду казахстанские земли. Однако накал страстей говорит о том, что упомянутые события, скорее, лишь повод для выяснения отношений по каким-то другим вопросам. О них-то в качестве версии и хотелось бы поразмышлять.

О наболевшем

О том, что мы наблюдаем только верхушку айсберга, говорит анализ главных позиций, по которым в вопросах национальной политики сегодняшнюю власть критикует часть оппозиции. Главная тема, которая вызвала бурю возражений, - это отсутствие в президентской доктрине национального единства упоминания, что казахи являются государствообразующей нацией. Вторая проблема - принижение роли казахского языка как государственного, третья - засилие иностранного капитала в отечественной экономике, четвертая - недостаточное внимание государства к вопросам исследования истории становления казахского народа.

Данные вопросы так или иначе связаны между собой и их вычленение носит относительный характер. Но это не означает, что их можно произвольно ставить в прямую зависимость друг от друга. Однако именно так зачастую и происходит. За примером далеко ходить не надо. Недавно экс-сенатор Уалихан КАЙСАРОВ, критически оценивая доктрину национального единства, заявил в одном из интервью:

- Доктриной власть как бы убивает двух зайцев. Во-первых, чтобы не владеющие государственным языком могли делать карьеру, жить в этой стране и быть уверенными в завтрашнем дне. Во-вторых, типа того, что и для казахского языка сделано немало, чего вы еще хотите? А я, как казах, например, хочу гораздо большего. Чтобы казахский язык реально стал государственным языком. Чтобы казахская нация реально стала государствообразующей нацией. Чтобы казахский  народ реально почувствовал себя хозяином на своей земле. Сейчас многие казахи, наоборот, видят, что на его земле хозяйничают другие. Я хочу, чтобы Казахстан соответствовал своему названию, чтобы Казахстан действительно стал станом (выделено Кайсаровым - «НГ») казахов. Я хочу, чтобы казахстанская экономика принадлежала казахстанцам. Но сегодня 82% всех нефтяных запасов, месторождений угля, цветных металлов Казахстану не принадлежат. Что нам осталось? Право дышать воздухом, да и то загрязненным.

«Отдать боеголовки - преступление»

После этой длинной цитаты представитель другой национальности, живущий в Казахстане, вправе спросить: «Я тоже дышу таким же загрязненным воздухом, создаю национальное богатство, но выходит, что у меня нет права чувствовать себя хозяином в этой стране?» Так мы можем далеко уйти.

Однако надо признать, что в констатации сегодняшней ситуации в Казахстане  Кайсаров во многом прав. Другое дело, что ее исправление он почему-то видит в том, чтобы государством управляли только люди, владеющие государственным языком, а заодно ввели делопроизводство на казахском языке, чтобы национальные богатства принадлежали казахам, и тогда казахи станут реально государствообразующей нацией.

- Все нации должны иметь свой интерес через интерес казахского народа. Все нации должны получать свои выгоды, свои привилегии через выгоды и привилегии, которые будет получать и делиться с ними казахский народ, - таков механизм национального единства в изложении г-на Кайсарова.

Он, кстати, очень жалеет, что Казахстан не оставил себе ни одной ядерной боеголовки.

- Теперь мы будем склонять голову перед медведем, драконом, кем угодно. Это, считаю, большое преступление перед казахским народом, - заявил экс-сенатор.

Это человек, к слову, входит в руководящий орган одной из оппозиционных партий.

Бежать некуда

Если по косточкам разобрать все вышеприведенные доводы, то обращает на себя внимание размытость критериев определения «государствообразующей нации».  Ссылка на то, что казахи - не хозяева своей страны только потому, что в экономике большая доля иностранного капитала, сомнительна.

Во-первых, кто сегодня преобладает во всех органах власти, определяющих порядки в стране? Если вам не нравятся такие казахи, тогда цивилизованным путем смените их на других (Кстати, вышеприведенная критика лишний раз подтверждает, что именно по причине угрозы потери власти и родилась такая президентская доктрина национального единства, которую можно выгодно использовать во время выборной кампании среди неказахской части избирателей). Казахи давно уже стали государствообразующей нацией, и если у нее что-то  не получается, не надо искать черную кошку в темной комнате.

Во-вторых, разве не иностранные деньги, вложенные в казахстанскую экономику, помогли выйти на мировой рынок с нашей нефтью и помогли выкарабкаться из кризиса? А если бы кайсаровы попытались оставить себе несколько ядерных боеголовок, мирового рынка нам не видать, как своих ушей. А там и до судьбы Ирака недалеко.

Что касается внедрения государственного языка, то можно сколько угодно выделять под это денег, призывать или заставлять овладевать им, но объективно это достаточно длительный процесс.

Мне представляется, что любой человек, искренне поддерживающий казахов в их естественном желании возродить свою нацию, прекрасно понимает, что мешают им не те причины, о которых пекутся национал-патриоты. Все упирается во власть. Желание ею овладеть толкает к различным спекуляциям на каких угодно проблемах, в том числе и на самых болезненных - национальных. Эту карту и начали опять разыгрывать власть и их противники. Идет скрытая борьба за властное наследство Назарбаева. Но пострадавшими от этой политической бойни опять окажутся простые казахи. Им ведь действительно дальше своего аула бежать некуда.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА