Роль государства - крупными буквами

Мелкий частник и впредь на господдержку может не рассчитывать

Галина КАТКОВА

В сельском хозяйстве изменятся принципы субсидирования

Республиканского совещания по проблемам агропромышленного комплекса с такими задачами, как те, что ставились в середине нынешнего декабря, не было уже два года. Те самые два года, когда кризис активно пробовал экономику на излом и изгиб. И если кто-то кое-где у нас порой уже подлечил переломы, прогнулся под изменившуюся конъюнктуру, то медлительное и консервативное, как сама природа, сельское хозяйство лишь толком разглядело увечья. Последняя по времени экономическая травма была ему нанесена очередным урожаем.

Госрегулирование экспорта

В октябре знакомый крестьянин, имеющий поля в Карасуском районе, признавался, что реально «дыхание кризиса» он ощутил только сейчас - когда цена на зерно обессмыслила его производство. Но и то сильно не горевал. Подкожный жир у фирмы есть. Емкости для хранения зерна тоже. А год на год не приходится, глядишь, в следующем снова власти под метлу будут выметать вплоть до семенного...

На совещании с участием премьер-министра, однако, речь шла о том, что по-старому больше не будет.

 - В мире резко изменилось отношение к объемам производства зерна. Кризис, проблемы с экспортом, Единый таможенный союз - вот общий фон, на котором в ближайшие годы предстоит существовать и развиваться нашему АПК, - сказал ответственный секретарь минсельхоза Евгений АМАН. - Внутренний казахстанский рынок потребления зерна не расширяется. В экспорте - серьезная зависимость от неотстроенной собственной инфраструктуры, реализация идет через чужие порты, чужие терминалы.

Поэтому решено создавать на условиях частно-государственного партнерства специальную экспортную компанию. Контрольный пакет - у государства. Считается, что это придаст больший вес и надежность экспортным контрактам, позволит за счет казны на самом остром этапе удешевлять транспортировку зерна. В том числе и закупленного Продкорпорацией, функции которой ограничиваются внутренним рынком. Лейтмотив совещания - решение стратегически важных для экономики страны проблем в сложившейся ситуации не может быть отдано только бизнесу.

Как скоро может быть создана новая экспортная компания? По словам Евгения Амана, возможно в течение одного-двух месяцев. Мы здесь не первооткрыватели, держим в уме российский и украинский опыт.

В РФ уже семь лет существует и Россельхозбанк, однако идея о создании подобного в Казахстане не была принята единогласно. Необходимость организации Сельскохозяйственного банка обосновывал глава национального управляющего комплекса «КазАгро» Асылжан Мамытбеков. Основной аргумент - дорогостоящие попытки помочь АПК деньгами через банки второго уровня дают мизерный эффект. Мамытбеков привел такие цифры: доля кредитов сельскому хозяйству в совокупном кредитном портфеле БВУ сократилась с 12% в 2007 году до 3,5% в 2009. Это, по его мнению, доказывает, что нужен специализирующийся в аграрном секторе банк, который все заработанное должен будет рефинансировать обратно в отрасль.

Пока идею создания такого специализированного банка не приветствует банк Национальный. Есть возражения и у других крупных финансовых институтов.

Диверсификация помощи

Так можно обозначить подход к оказанию секторам АПК государственной поддержки, который будет реализовываться в ближайшие пять лет.

Кстати, чаще всего термин «диверсификация» у нас звучал применительно к растениеводству. Просто звучал. Сколь-нибудь заметных результатов попытки избавиться от диктата пшеницы на севере и хлопка на юге, по оценке министра сельского хозяйства Ахылбека Куришбаева, нет. Даже накануне катастрофы с экспортом все главные зерносеющие регионы площади под пшеницу нарастили, и делали это ежегодно. Нынешние проблемы с реализацией зерна - серьезный повод от слов перейти к делу. Кроме того, реально стимулировать уход от монокультуры пшеницы и внедрение грамотных севооборотов может развитие крупнотоварного животноводства с его спросом на кормовые культуры, травы.

И государство инструментом такого стимулирования выбирает субсидии.

 - Они дифференцированы. И в растениеводстве, например, самая высокая ставка будет предназначена для тех, кто внедряет передовые технологии - нулевые, ресурсосберегающие. По цифрам пока не готов сказать, но сам подход считаю правильным, -  говорит ответсекретарь минсельхоза. - 99,3% земель в Казахстане находятся в государственной собственности. И это право государства поддерживать тех, кто думает о будущем - о сохранении плодородия земли.     

Вопрос, по словам Амана, можно считать решенным. Несмотря на то, что на совещании за мелких хозяев, работающих на старой технике, пробовал заступиться председатель Зернового союза Нурлан Тлеубаев. Говорил, что 50% сельхозтоваропроизводителей не смогут вообще получать субсидии. Для внедрения ресурсосберегающих технологий необходимо сделать первоначальные вложения в объеме около $135 на гектар. Ясно, что «одноклеточным» это не по карману.

Изменятся и принципы поддержки семеноводческих хозяйств, племенных в животноводстве.

 - Субсидироваться будет тот, кто приобретает породистый скот, элитные семена. Производитель пусть ставит свою цену, а покупатель выбирает то, что ему выгодно, - объяснил идею Аман. - Конкуренцию здесь надо стимулировать.

На совещании были озвучены основные приоритеты в развитии растениеводства и животноводства, которые намерено поддерживать государство. Их восемь, по четыре в каждой отрасли. Обо всех в последнее время много говорят: интенсификация сельхозпроизводства, современные технологии, ставка на высокопродуктивный скот, крупные фермы и комплексы. И если оценить все приоритеты в сумме, то видно: мелкособственническая стихия государство больше не интересует. Или объединяйся, укрупняйся, модернизируйся, или...

Фото из архива «НГ»