Выжить в кризис, или Запряги Бабочку
Галина КАТКОВА
Есть впечатление, что российские предприниматели креативнее нас
В травмай, идущий с автовокзала к центру Челябинска, вошел человек с чем-то вроде кофра на боку. Вынул микрофон, из «кофра» зазвучала музыка. Благообразный седобородый мужчина объявил, что он «скрасит пассажирам дорогу песней Михаила Круга». Скрасил и пошел с протянутой рукой по вагону. В кризис каждый зарабатывает, чем может.
«Лагманты» с «Сушкой»
Главное - не подаянием. Хотя у соседей и к сбору милостыни некоторые относятся творчески. На том же вокзале у подростков, попивающих пиво, просил денежку их ровесник, чистенький и вежливый:
- Спаси вас, Господи. Подайте на хлеб. А я молиться буду в храме за ваше здоровье.
Тоже своего рода услугу человек предлагает, не просто так клянчит.
В Челябинске я была в отпуске. Задачи не ставила делать аналитический материал о влиянии кризиса на экономику региона. Но какие-то внешние приметы вроде вереницы пустых рекламных щитов на въезде в город тренированный взгляд ловил. К тому же я была активным потребителем развлекательных услуг, покупателем в магазинах, клиентом общепита - то есть уж на таком уровне могла сравнить нас и их. Тем более что эти сегменты предпринимательства первыми реагируют на стремление людей в трудные времена сократить расходы. Как ведет себя в такой ситуации наш малый бизнес, каждый может оценить лично. О челябинцах я свое мнение не навязываю, просто делюсь наблюдениями.
И самое первое, на мой взгляд, - клиентов они привлекают изобретательнее и осмысленнее, что ли, чем костанайские коллеги. Во всяком случае у них больше небанальных названий, формирующих направленный клиентский интерес. Дома меня всегда изумляла приверженность хозяев магазинов к «немым» именам. На просторах города сонмище торговых точек типа «Ксения», «Данияр», «Айбек», «Вера» и т. д. Ну и что искать за этой вывеской?
Первая прогулка по челябинской Кировке - и сразу реагируем на название «Лагманты». Ну, молодцы! Сразу ясно, что здесь кормят и лагманом, и мантами. Кафе еще и сделано с дизайнерским вызовом - абсолютно прозрачные стены на подиуме провоцируют попробовать себя в общепитовском шоу «За стеклом».
«Сушка» - это название кафе, где подают японскую еду, «Пенка» - отличная кофейня, «Модный животик» - магазин одежды для будущих мам, «Сервер» - интернет-кафе. Есть, конечно, и у челябинского бизнеса безликие «визитки». Но стремление многих выскочить за счет креатива на шаг вперед из плотного строя себе подобных очень заметно.
Улыбнись и плати
Фирма, которая занимается грузоперевозками и настоятельно рекомендует заказать себя, например, при переезде, именуется ООО «Тимур и его команда». Остроумие - еще один элемент, который у нас редко используется для возбуждения потребительского интереса. А тут на уличном телеэкране с рекламой банков, традиционно злоупотребляющей превосходными степенями, вдруг возникает ироничная перебивка: «Самое привлекательное в клиенте - предоплата». С блеском написаны даже сентенции социальной рекламы, которые подкупают личностной интонацией: «Конечно, вы выпили, потому что у вас та-а-акой стресс, но...»
У внешней витрины одного из магазинов замечаем скопление смеющегося народа. За стеклом вывешены мужские «семейники» из алого атласа и ниже объявление: «Здесь продаются красные труселя». Поржав у витрины, все идут в помещение - вдруг там еще что-нибудь такое же, в духе «Нашей Раши». Магазин торгует сувенирами и подарками, так начал этап предновогодних продаж.
Ну и, конечно, верх восхищения - выдумка фирмы со скучным названием «Канцбюро». Впервые мы увидели его в зоопарке над клеткой медведицы по имени Бусинка. Увесистая зверюга, оказывается, директором компании Цукерманом была принята сначала на должность собственно медведицы, а затем повышена до уровня старшего синоптика. Заявление работницы висит тут же над клеткой, написано так, что обхохочешься. Над входом в зоопарк - большой цветной щит-указатель «Метеоцентр медведицы Бусинки». Видимо, «Канцбюро» отдает толику денег на благое дело поддержки животных. Имена спонсоров, кстати, в зоопарке на видном месте. Но фирма Цукермана из своего положения выжала весь возможный рекламный цимес.
Видели мы и бизнес мельче мелкого. В Челябинске у Вечного огня, где, естественно, отмечаются все городские молодожены, к их услугам кобыла Бабочка и белоснежные голубки «на выпуск». Молодой хозяин Бабочки сказал, что вообще-то он труженик биржи, но кому сейчас приработок мешает. Круг на Бабочке - 150 рублей, невесты редко катаются, а женихи не прочь погарцевать. Выпустить пару голубей стоит 500 рублей. Бизнес-идея беспроигрышная: голуби почтовые, исправно возвращаются домой.
Если голуби и катание на пони освоены и костанайцами, то вот велорикш дома видеть не приходилось. А здесь можно на необычном транспорте проехать даже под музыку. Ясно, что это, скорее, не бизнес, а предпринимательская инициатива. Но уважение вызывает уже одно стремление людей вытащить себя из кризисной ситуации.
На Кировке - челябинском «Арбате» - есть скульптура нищего. По-моему, появилась не очень давно, полтора года назад я ее не видела. В шапку бросают монетки. На счастье, поясняет кем-то сымпровизированная картонная табличка. А для богатства дяде трут лысину, она у него уже золотом отливает. И вид у него не жалкий, а философский. Скульптура будто напоминает: сегодня ты сыт и богат, завтра - кризис, и надо чесать лысину, чтобы придумать, чем и как заработать.
Материалы номера