И лучшим «не хватало бесстрашия»
kultura.ru
«Русского букера» в этом году могли получить также Елена Катишонок («Жили-были старик со старухой»), Роман Сенчин («Елтышевы»), Александр Терехов («Каменный мост»), Борис Хазанов («Вчерашняя вечность») и Леонид Юзефович («Журавли и карлики»). Все они попали в шорт-лист премии.
Жюри возглавлял поэт, прозаик, эссеист Сергей Гандлевский.
Взгляд в прошлое, автобиография-рассуждение на историческом фоне, неспешное подробное повествование характерны для «короткого списка» нынешнего года. Это поворот на 180 градусов по сравнению с прошлым годом и фантасмагоричным, туманным «Библиотекарем» Елизарова, который получил главный приз.
- Интересно осмыслить, что было, откуда мы явились. Самое простое объяснение - наше прошлое объясняет настоящее, - говорит Майя КУЧЕРСКАЯ, член жюри премии.
С этой точки зрения название романа Бориса Хазанова «Вчерашняя вечность. Дортмунд» вполне в русле последних тенденций. Как и появление в букеровском финале двух главных игроков «Большой книги» (еще одна значимая российская литературная премия - «НГ») - «Каменного моста» Терехова и романа «Журавли и карлики» Юзефовича. Но чествовать одних и тех же дважды - не в российских традициях.
Эксклюзивным открытием «Букера-2009» можно считать волну новой женской прозы. Это уже упомянутая Елена Чижова и дебютант Елена Катишонок. Она живет в Америке и написала сагу «Жили были старик со старухой» - это история казачьей семьи на протяжении нескольких поколений.
- Казалось бы, семейная сага, - говорит о книге Алексей ВАРЛАМОВ, член жюри премии. - Если выстраивать в ряд, то она была бы там, где Будденброки, Форсайты. Это общечеловеческое, общеродовое направление.
Из дебрей истории шаг в современность сделал уже не новичок в большой литературе Роман Сенчин. Его новый роман - «Елтышевы» - социальный диагноз: на Алтае семья вынуждена была перебраться из города в деревню. Не выжил никто.
- Попытка зафиксировать определенный момент, трагедию семьи, - говорит Роман Сенчин о своей книге. - Это реализм. Никого веселить и обнадеживать не хочу.
Букеровский шорт-лист получился разнообразным и репрезентативным, это отмечают многие. Хотя явного лидера среди представленных авторов все же нет. Майя Кучерская объясняет это так:
- Не хватило бесстрашия, полетности, без которых не бывает высокого искусства. Все книги шорт-листа по самому высшему счету - твердая «четверка». Должен быть такой роман, который не знаешь, как оценить. Таких книг нет.
Возможно, что такой роман появится на следующем «Букере». В конце концов, смысл премии и состоит в том, чтобы отмечать достойных и готовить почву для лучших.
Игорь ШАЙТАНОВ, литературный секретарь премии, по окончании пресс-конференции, на которой стало известно имя нового лауреата, сказал, что в 2009 году в отличие от 2008-го жюри в известном смысле решило навязать свою точку зрения читателям и наградить автора, чье имя малоизвестно, но чьи тексты заслуживают пристального внимания. В романе-победителе, во-первых, нет никакой гигантомании, никакой попытки ответить на все главные русские вопросы или объяснить историю. А во-вторых, в нем есть настоящая боль и вообще настоящее чувство. Другое дело, что пробираться к нему нужно сквозь нагромождение уменьшительных суффиксов и надоедливую напевность. Но это вообще беда большинства наших авторов - они пишут прозу, и это мешает им писать книги.
Писательница, вышедшая получать приз, посвятила эту награду памяти своих бабушек, «которые не дожили до крушения ужасной советской системы». «И я рада,- продолжила она,- что евангельские мотивы, советские выражения и русский фольклор достучались до сердца жюри».
Премия «Русский Букер» основана в 1991 году как первая негосударственная премия в России после 1917 года, присуждаемая ежегодно за лучший роман на русском языке. Считается самой престижной литературной премией страны.
Лауреаты последних лет: 2008 - Михаил Елизаров, роман «Библиотекарь»; 2007 - Александр Иличевский, «Матисс»; 2006 - Ольга Славникова, «2017»; 2005 - Денис Гуцко, «Без пути-следа»; 2004 - Василий Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»; 2003 - Рубен Давид Гонсалес Гальего, «Белое на черном»; 2002 - Олег Павлов, «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней»; 2001 - Людмила Улицкая, «Казус Кукоцкого».
Материалы номера