Госзаказная кормушка
Евгений ШИБАРШИН
В прошедшем на прошлой неделе в Алматы 2-ом казахстанском медиа-курултае участвовал и президент республиканской Ассоциации издателей газет, директор ТОО «Твой шанс» Сергей МИРОЛЮБОВ. «НГ» попросила его поделиться своими впечатлениями.
- Сегодня у казахстанских СМИ много проблем. Но, видимо, исходя из экономической ситуации в стране, состава этого форума, присутствия на нем вице-министра министерства информации, все они были завязаны на финансовую составляющую.
Я бы отметил дискуссию по поводу использования госзаказа на проведение в СМИ информационной политики. Власти у нас часто оперируют статистикой, по которой количество негосударственных масс-медиа гораздо больше государственных, что якобы говорит о преобладании свободной прессы. Но при этом не берутся во внимание негосударственные СМИ, которые «кормятся» от госзаказа. Потому что тогда картина получается обратная. Выигрывает ли от этого общество? Вот главный вопрос.
Если бюджетные средства тратятся на решение проблемы детской смертности, то эффективность мероприятий можно измерить статистикой. Но как определить эффективность затрат на освещение в СМИ работы акима? Почему чиновники считают, что народ нуждается именно в той информации, которую они за народные же деньги дают через прессу? Эти вопросы были адресованы представителю правительства, и он вроде бы согласился, что критериев оценки эффективности госзаказа для СМИ пока нет. Хотя готовности отказаться от такой практики не проявил. Власть, озабоченная в условиях кризиса правильностью использования бюджетных денег, наверное, видит, что миллиарды тенге уходят на финансирование медиаиндустрии, а нужной отдачи пока нет.
По этому поводу можно сказать лишь одно: там, где государство не вмешивается столь грубо воими финансами в медиарынок, свободная конкуренция между СМИ заставляет их делать качественный продукт. Тот, в котором нуждается общество. Вместе с развитием медиаиндустрии развивается и общество. Если сравнить издания, работающие без госзаказа, с теми, которые живут за счет государственной подпорки, то первые на голову выше. Во многом именно по этой причине казахстанские СМИ неконкурентоспособны по сравнению с иностранными коллегами. Мы же пока обсуждаем, на каком языке давать информацию, нужен или нет НДС, брать или нет госзаказ. А за рубежом в это время в медиаиндустрии происходит технологическая революция, за которой нам при таких порядках никогда не угнаться.
Фото из архива «НГ»
Материалы номера