Эта непростая нагота

Юрий БОНДАРЕНКО

В статье «Долой пижамы!», которую недавно опубликовала «НГ», немало поучительного. Но вот кое-что лично у меня рождает сомнения. Конечно же, трудно представить мужчину, который откажется увидеть обнаженной близкую ему, а то и просто привлекательную женщину. Но вот исторические аргументы в пользу наготы мне не кажутся убедительными.

Взять ту же Древнюю Грецию, которая видится нам эталонной. Что о ней говорится? «Явление в обнаженном виде в общественных местах было обычным явлением. В Олимпийских играх того времени участие принимали абсолютно обнаженные спортсмены. Совершенно обнаженное тело было предметом гордости одних и зависти других». Не берусь всерьез спорить о том, когда и в каких общественных местах ходили обнаженными. На самом деле мы об этом очень мало знаем. Но хорошо известно, что на Олимпиады женщин за редчайшим исключением не пускали под страхом смерти. Похожие запреты существовали и для мужчин, которые хотели бы побывать на закрытых женских собраниях - вакханалиях. 

Правда, как пишут, в Спарте мужчин, слишком уж долго избегавших брачных уз, заставляли нагишом выходить на рынок. Но так это же в виде позорного наказания! Еще известно, что нагими ходили в «спорткомплексах» - гимнастических залах и банях, которые были и местами отдыха. Неслучайно греческую гимнастику, которая расценивалась римлянами как изнеживающая воинов, ввели в империи лишь при Нероне, известном своим садизмом и развратностью. Как не случайно и то, что богиня любви Венера наряду с известными персонажами мужского пола изображалась скульпторами обнаженной, тогда как покровительница брака - Гера - строго  одетой.

А вот в Индии многое было иначе. Среди представителей религиозного направления джайнизма встречались и встречаются те, кто ходят обнаженными. Называются они «одетые светом». Столкнувшиеся же с ними во время походов Александра Македонского представители греческой культуры назвали их «гимнософистами», то есть нагими философами. Заметьте: обратили на них  внимание - значит, такого рода нагота и для греков не была обычной. Евреи же восставали против греческого владычества, распространявшегося на их территории в эпоху эллинизма, помимо прочего и потому, что не могли принять даже наготу гимнастических залов. Да и сегодня вопросы наготы, нюансов одежды (если только речь не идет о собственном доме) не раз оказывались динамитом, способным привести к оглушительному социальному взрыву.

Ну и, наконец, очень и очень сомнительным представляется суждение: «Нудисты любят себя такими, какие они есть, любят свое тело просто потому, что это их тело. А ведь, как известно, если ты сам любишь себя, то и другие обязательно тебя полюбят». Я, как и автор этих строк, не за самоедство и смакование комплексов. Но все эти ставшие штампованными дифирамбы любви к себе так плоски! Сколько вокруг влюбленных в себя и очарованных самими собою особ! Но почему-то не все окружающие в таком же восторге от них, как они сами. Кстати, это почувствовали те самые древние греки, на которых так уютно ссылаться. Вспомните хотя бы миф о Нарциссе, не устававшим любоваться собою. Чем он закончил?