«С кем делать революцию?»

«Сломать систему ПКСК легко, но есть ли чем ее заменить?»

Евгений ШИБАРШИН

Новый закон о жилищных отношениях принят, но не работает

Полгода прошло после принятия  Закона РК «О жилищных отношениях». Проблем в этой сфере накопилось так много, а правительство и Парламент над проектом данного закона работали так долго, что с вступлением его в действие невольно ожидались революционные изменения. Но - не случилось. Почему? В поисках ответа на этот вопрос «НГ» решила обратиться к человеку, известному в Костанае своими новациями в организации работы ПКСК, председателю Ассоциации кооперативов собственников квартир и помещений «Молодежный», председателю КСП «Ветеран-36» Людмиле ПРУТЯН.

Зря шумели?

- Людмила Александровна, с возникновением ПКСК их работу не критиковал разве что ленивый. Главным недостатком называли отсутствие возможности у собственников квартир реально влиять на деятельность руководителей кооперативов. Обновленное жилищное законодательство теперь позволяет хозяевам жилья искать тех, кто может лучше содержать дома. Но революции не произошло: от прежних ПКСК никто не отказывается.

- Как бы ПКСК нb критиковали, но они хоть что-то делают. Будем сейчас ломать эту систему, еще неизвестно, чем все закончится. Что касается возможности влиять на председателей кооперативов, то старые проблемы новый закон не решил. Начнем с собрания собственников помещений, которое должно определять всю работу кооператива. Оно выбирает правление, председателя, принимает бюджет, необходимый для содержания  дома. Но как собрать такое количество людей, чтобы собрание было правомочным? Закон позволяет проводить собрание с доверенными лицами, но нигде не прописан механизм их избрания. Сегодня в судебных процессах решения собраний некоторыми собственниками помещений часто оспариваются именно на основе непризнания полномочий доверенных лиц. Им говорят: «Мы вас не выбирали» и требуют показать доверенность, заверенную нотариусом. При этом никто не задается вопросом: а кто будет платить за услуги нотариуса?

- Какая тут проблема? Собрались жильцы в подъезде, выбрали своих доверенных лиц, составили протокол и отдали организаторам собрания. Вот тебе и полномочия доверенных лиц.

- Это вы так думаете, а кто-то считает, что  нужно не от подъезда, а от определенного количества квартир. Кто определит принцип и норму делегирования? Сейчас это делает правление ПКСК. А если ему не доверяют и говорят, что председатель сам определил, кого пригласить на собрание? Ни в законе, ни в подзаконных актах этот механизм не прописан. В идеале такое решение нужно принимать на общем собрании, но людей на него не соберешь. Получается замкнутый круг. Отсюда и недоверие.

Или другая ситуация. Инициативная группа организовала собрание и решила найти себе фирму, которая выполняла бы работы по дому. А из кого выбирать? Их же нет на нашем рынке услуг.

«Докажи, что ты не верблюд»

- Выходит, акимату нужно инициировать создание таких организаций. Хотя бы на базе сегодняшних крупных ПКСК. Или председателям ПКСК выгоднее работать именно так, как они существуют сегодня?

- Не знаю. В крупных ПКСК никогда не была. Знаю только одно: они до сих пор существуют, потому что так легче проводить дорогостоящий ремонт. Собрали деньги со всех домов, а крышу отремонтировали только на одном, на следующий год - на другом. Дойдет ли очередь до двадцатого или шестидесятого - никто не знает. Вот тогда и спрашивают у председателя, куда он дел их деньги. А ведь все это не от хорошей жизни. Я считаю такой путь тупиковым. Он приучает к иждивенчеству. Люди перестают платить. Одни надеются, что ремонт все равно сделают, другие не видят реальной отдачи от их взносов. Некоторые начинают искать другие ПКСК, думая, что там лучше. Хотя бы потому, что взносы у них поменьше. Но никто при этом не задумывается над тем, что на те деньги, которые собираются в этом доме, ни одна организация никогда не сможет нормально его обслуживать.

- В бухгалтериях кооперативов вроде бы завели счета на каждый дом, по которым можно узнать, на что истрачены собранные деньги. И все равно многие взносы не платят. В вашем КСП всего один дом и тоже есть должники?

- Есть. Причем почему-то работники бюджетной сферы, у которых стабильная зарплата. Мы регулярно информируем, на что пошли собранные деньги, где их сэкономили, но все равно есть люди, которые нам не доверяют и даже пытаются переизбрать. Наверное, дает о себе знать общее недоверие к ПКСК, которое формировалось годами.

- И какой выход?

- Доказывать, что ты не верблюд. По закону взносы на эксплуатацию жилого дома, которые сдают собственники помещений, должны тратиться только на этот дом. Его нужно зарегистрировать в качестве объекта кондоминиума, выбрать старшего по дому (управляющего), и пусть он от имени собственников заключает договоры с обслуживающими организациями на выполнение конкретных работ. На собрании нужно утвердить смету расходов, установить сроки работ, а после их выполнения нужно вывешивать на подъездах информацию, на что ушли деньги.

И с банками делиться, и педагогом быть, и юристом

- На регистрацию объекта кондоминиума нужны деньги...

- Насколько я знаю, новый закон о жилищных отношениях позволяет эту процедуру финансировать из местного бюджета. Он же требует и открытия счета в банке на каждый дом. Но за услуги банка опять нужно платить. Мы, например, в год перечисляем более 20 000 тенге. К тому же банки при заключении договора оставляют за собой право в одностороннем порядке повышать размер комиссионных. Представляете, сколько денег собственников квартир по всему городу вместо обслуживания домов уйдет на обслуживание банков? С этим тоже надо что-то делать.

Что касается регистрации объектов кондоминиума, то местной власти этим нужно заняться вплотную. Тогда у органа управления домом появится реальное право потребовать от должника уплатить взносы. Завтра будет создана жилищная инспекция (по новому закону), которая начнет требовать паспорт технического состояния жилого дома, а потом дело дойдет до штрафных санкций. А на какие деньги обслуживать здание, если нет правовых рычагов воздействия на людей, обязанных нести расходы по содержанию своего жилья? К тому же без регистрации объекта кондоминиума общедомовое имущество (чердак, подвал, инженерные сети) так и осталось в собственности государства. Официально этого никто не хочет признавать, но любой юрист эту истину подтвердит.

- По-моему, ваш вывод сомнителен.

- Пусть кто-то из законодателей это опровергнет. Мы несколько раз пытались с ними встретиться и обсудить все пробелы в жилищном законодательстве, но они только во время выборной кампании говорят о важности проблемы содержания жилья. После этого к ним не достучишься. Принимают законы и никаких комментариев к ним нет. Потом их исполнение начинают трактовать кому как выгодно. И суд тут не помощник.

- Вы можете привести пример?

- Сколько угодно. Из квартиры делают кафе или сдают ее в аренду. За расход воды, тепла и электричества их хозяева платят по счетчику. Когда пытаешься установить для них взнос на содержание дома выше, чем у собственников квартир, они начинают возмущаться. Обращаются в суд. Говорят, что мы «душим» малый и средний бизнес. Но ведь вы в интересах извлечения доходов более интенсивно эксплуатируете общедомовые коммуникации, и почему за их ремонт должны платить по той же норме, по которой платит бабушка, живущая на свою пенсию в однокомнатной квартире? Законодательство, регулирующее предпринимательство, эту ситуацию никак не регламентирует. Приходится обращаться к норме Конституции РК, которая гласит о недопустимости реализации прав одних граждан за счет ущемления прав других.

- Выходит, председателю кооператива для умелого руководства нужно кроме знания коммунальных и строительных вопросов быть еще и юристом?

- Я давно уже говорю, что председателей жилищных кооперативов нужно учить. Критиковать их могут все, но где этой профессии обучают? Зачастую выбирают кого попало, а тут еще нужно быть и психологом, и, если хотите, даже педагогом. Где взять столько подготовленных людей? Из кого выбирать? С кем делать революцию? Ведь даже при рассмотрении судебных тяжб по вопросам содержания жилья в качестве экспертов от отдела ЖКХ в суд приходит какая-нибудь девочка, которая хорошо изучила в университете законодательство, но не знает, как его применить к конкретной ситуации. Нет практики. Почему бы акимату не создать экспертную группу из числа опытных председателей ПКСК, которые и могли бы давать квалифицированные оценки в конфликтных ситуациях?

Всеми этими вопросами нужно заниматься уже сейчас. Председатели ПКСК сами ничего менять не будут. Не смогут. Да это и не их забота. По казахстанскому законодательству за состояние жилья в городе отвечает аким. Ему-то и надо создавать условия, чтобы новый закон заработал. Его долго ждали, на что-то надеялись, теперь ждать нечего. Если решили, что состояние жилья будет зависеть только от денег собственников квартир, то нужно вместе с ними создавать такие условия, чтобы каждый хозяин нес ответственность за содержание своего имущества.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА