«Мультфильмы должны нести добро»
Зульфия НАБИЕВА, nabieva@ng.kz
Фото из архива Андрея ХАМЗИНА
В 2000 году два амбициозных человека - художник-самоучка Андрей ХАМЗИН и писатель-историк Баймулда Жаксагулов - решили открыть в Костанае единственную в стране мультипликационную студию и назвали ее «Жулдыз-продакшн». К сожалению, заинтересовать местные власти идеей создания отечественных мультфильмов тогда не получилось. Сейчас Андрей рисует компьютерные игры и надеется, что сможет снова создавать фильмы для детей, полные света и добра.
«В душе я ребенок!»
- Мы были единственные в своем роде, да и поныне эта ниша в Казахстане пустует. Что говорить о нашей студии, если национальная студия «Казахмультфильм» пришла в упадок. Туда мы с Баймулдой Баязитовичем съездили в 2004 году, - вспоминает Андрей. - С детства была мечта - побывать на настоящей мультипликационной студии, увидеть все это своими глазами. Когда же увидел, ужаснулся тому, в какой упадок пришло все производство. А уж нам удержаться было еще куда труднее!
Чтобы получился 10-минутный мультфильм, необходимо время - от 3-х месяцев до нескольких лет. Ведь только для одного персонажа нужно нарисовать 25 000 кадров.
- Но для меня моя работа - это отдых, удовольствие! - говорит художник. - Самое главное в нашем ремесле - финансовая составляющая. Создание мультфильмов - очень и очень затратное дело. Мы стали браться за рекламные ролики, выживать же как-то надо было. Через какое-то время перешли под крыло Кокшетауского университета и стали называться «Кокше-университет». Наши мультфильмы «ездили» на различные международные конкурсы, занимали призовые места, но при этом наша зарплата оставалась очень маленькой. Через четыре года я ушел - работа требовала много сил, но не окупала себя. Было обидно бросать начатое дело...
Однако на вопрос, не собирается ли он уезжать из Казахстана в поисках лучшей доли, Андрей Хамзин сразу дает отрицательный ответ:
- Я - патриот! Хочу работать здесь. Пусть пока на Родине мое творчество не востребовано, но я верю, что настанут лучшие времена и все изменится. Нынешние мультики несут сплошной негатив, сеют жестокость и насилие. То ли дело - старые добрые советские мультфильмы, полные смысла и добра, они были такими светлыми. Моими самыми любимыми мультиками остаются «Григораш», «12 месяцев» и «Конек-Горбунок».
Для каждого своего персонажа Андрей старается подобрать индивидуальный характер и образ.
- Я и должен их любить, иначе те, для кого я это создаю, не получат удовольствия от созданных мною образов. Конечно, я в душе ребенок, а иначе как без этого. Работать стараюсь с позитивом, ведь мультфильмы должны нести людям добро, должны учить только хорошему. Даже когда я учился в школе, если и рисовал карикатуры на друзей и учителей, то не с каким-то злобным укором, не высмеивая их, а вкладывал веселую нотку, чтобы людям было приятно увидеть себя в карикатуре.
Кстати, Андрей Хамзин неоднократно рисовал карикатуры и для материалов «НГ».
«Тысячу раз благодарен отцу»
Андрей говорит, что с детства был домашним ребенком, любил рисовать, изучал специальную литературу. Но азам мастерства его научил отец - профессиональный художник, закончивший Ленинградскую академию художеств.
- Сейчас я ему очень благодарен за то, что он был жестким и беспощадным учителем, - признается Андрей. - Он мог запросто разорвать мой готовый рисунок только потому, что я не до конца его завершил. Мне-то казалось, что я полностью справился со своей работой, а папа, смотря на рисунок, предлагал мне подумать и дорисовать недостающие детали или устранить какой-то изъян. Тогда я плакал, обижался на него, а сейчас говорю ему, своему уже покойному отцу, что тысячу раз ему благодарен за то усердие и терпение, которое он мне привил.
В нелегкие 90-е годы, когда не было работы и не платили зарплату, когда Андрей учился на токаря-фрезеровщика и получал стипендию в размере 8 тенге и 35 тиынов, их спасло искусство главы семьи.
- И в то время находились ценители искусства, которые покупали папины работы и платили немалые гонорары, - рассказывает Андрей. - Благодаря этому мы и выжили. Вот и сейчас моя работа помогает мне содержать себя и свою семью.
Сейчас Андрей создает иллюстрации для компьютерных игр. Три из них - «Магическая энциклопедия», «Рождественская сказка» и «Маша. Сказочная страна» - уже раскручены в Интернете и известны многим геймерам.
Материалы номера