«Я не Бекмамбетов, я другой...»
По материалам газеты «Известия», сайтов ProfiCinema, www.beauty-code.ru
26 ноября в Казахстане выходит в прокат новый фильм Павла Санаева «На игре»
Режиссер, актер и писатель Павел САНАЕВ в основном известен благодаря своей кинематографической фамилии (он - внук Всеволода Санаева и сын Елены Санаевой) и замечательной повести «Похороните меня за плинтусом», посвященной отчиму - Ролану Быкову. Между тем его новому фильму «На игре» (рабочее название - «Геймеры») уже прочат славу следующего российского блокбастера.
«Я вцепился в эту идею»
- Говорят, что бюджет фильма
больше, чем у «Ночного дозора», а
спецэффекты будут круче, чем в фильме
«Особо опасен».
- Это все разговоры. Мы ни в коем
случае не собираемся заткнуть всех за
пояс. Что до бюджета, он действительно
больше, чем был в свое время у «Ночного
дозора». Но когда снимался «Дозор», его
бюджет в $5 млн был очень большим. А наш
бюджет сейчас - $7,5 млн, сегодня он средний.
Нам пришлось на многих вещах реально
экономить: на массовке, на количестве
съемочных дней... И насчет спецэффектов
- полная чушь. То есть мы имеем такие
технические возможности, но это совсем
другие деньги: бюджет «Особо опасен» -
$155 млн.
- Сравнение с «Дозором» и
«Особо опасен» означает, что творчество
Бекмамбетова стало критерием в нынешнем
российском кино?
- Мне безумно нравится творчество
Тимура Бекмамбетова, он гений в жанре
придумывания визуальных картинок.
Многие говорят: вот ему денег дали,
поэтому у него так получилось. Наоборот:
не потому у него получилось, что ему
дали денег, а потому ему дали денег, что
у него так получилось. Это абсолютный
гений современного кино, и я, например,
даже не пытаюсь на этом поле как-то с
ним тягаться. У нас совершенно другая
история, и у меня другие способности и
возможности. Я считаю, мы должны сделать
акцент на истории про реальных,
невымышленных людей, сюжетных поворотах,
атмосфере реальной городской, а не
сказочной жизни.
- Насколько
вам близка тематика фильма?
- Хочу сразу
пояснить, что наш фильм не про геймеров
как таковых. Это современная история
про ребят, много игравших в компьютерные
игры и неожиданно получивших способности
их героев. Например, один персонаж очень
любил RolePlayGames (RPG) и вдруг в реальности
стал очень хорошо драться: он с легкостью
«раскидал» хулиганов в кафе. Игра выходит
в жизнь. Я сразу вцепился в эту идею.
История обретения в одночасье
сверхвозможностей показалась мне
невероятно интересной: любопытно
представить, какие искушения в связи с
этим возникают, какие изменения в
характере человека происходят, как
разные люди будут использовать полученный
дар.
Любовь, которая калечит
Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вышла в журнале «Октябрь» в середине 90-х и была выдвинута на премию Букера, но тогда широкий читатель почему-то прошел мимо. А в последнее время на Санаева настоящий бум. Повесть стала бестселлером и выдержала уже 15 переизданий. Поражает она с самой первой фразы: «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Дедушка - народный артист Всеволод Санаев, мама - актриса Елена Санаева, приемный отец, или «карлик-кровопийца» - Ролан Быков. И, наконец, бабушка Лида, без которой не было бы самой трагической повести о советском детстве.
- «Будь
ты проклят небом, Богом, землей, птицами,
рыбами, людьми, морями, воздухом! Чтоб
у тебя отсохли печень, почки, мозг и
сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк
золотистый!» - ваша бабушка ругалась
виртуозно!
- Она
заворачивала такие афоризмы, что можно
было заслушаться! Домашняя Раневская.
Она тебя проклинает, а ты слушаешь и
думаешь: «Вау! Лихо!» Но когда это было
направлено на тебя с сокрушительной
энергией, хотелось пригнуться и
спрятаться. Восхищали ее комбинации,
только если они были направлены на
кого-то другого.
- Стрелы гнева
часто попадали в дедушку? Как он отражал
направленный взрыв?
-
Дедушка был человеком
огромного терпения. Он терпел не от
слабости, а скорее от силы, потому что
вариантов уйти было множество. На советы
доброхотов бежать из дома дедушка
говорил: «Как я могу это сделать? Лида
мне подарила двоих детей, один умер в
эвакуации. Собаку больную, и ту не
выкидывают на улицу». Ему было безумно
тяжело, особенно в последние годы.
Бабушка уже не ругалась, но плакала
каждый день. И когда она ушла в 95-м, мама
думала, что дедушка теперь поживет для
себя, сделала у него ремонт, отправила
в речной круиз, а он вернулся в депрессии:
«Там все веселые, смеются, а Лиды нет.
Хочу к Лиде». Через полгода его не стало.
- Как вы выдержали
такое воспитание? Может быть, у ребенка
есть особый запас прочности, психологический
иммунитет?
- У
любого человека есть. А как быть с теми
взрослыми, которые проходили несломленными
не через какую-то бабушку, а через
концлагеря?
- Ничего себе
сравнение... Она вас все-таки любила,
даже «до обморока».
-
Любила по-своему. Повесть
ведь не о том, что была такая негодяйская
бабушка, которая мучила внука. Повесть-то
о любви. Но любовь бывает такая, что она
калечит окружающих.
- Бабушка постоянно
запугивала вас «карликом-кровопийцей»
- Роланом Быковым. Почему она его так
ненавидела?
- Главная
причина в том, что с его появлением мама
вышла из-под влияния. До этого бабушка
оставалась главой семьи. И маминой в
том числе. Ходили слухи, отчасти не
беспочвенные, что Ролан Антонович -
тяжелый человек. А мама казалась бабушке
и дедушке наивной дурочкой, и они больше
всего боялись, что этот матерый ловелас
ее «использует и выбросит».
- А вы его боялись?
-
Только в первое время, пока
не пообщался с ним несколько раз. Когда
мне было лет 8-9, мама меня забрала от
бабушки на целый месяц. Ролан Антонович
был такой парняга в хорошем смысле,
компанейский дядька. Он приходил, и
становилось интересно. Так что мы быстро
подружились, а потом я решил проверить
его на вшивость: так ли он крут? И засунул
ему под подушку заведенный будильник,
посмотреть, что будет? Крепко получил
от него по шее, побежал к маме жаловаться
- и получил еще по шее от нее. И окончательно
убедился, что он в доме главный и с ним
лучше не тягаться.
На самом деле я
потом читал в психологии, почему детям
важно в таких случаях давать по шее.
Потому что ребенок должен чувствовать,
что в доме есть старший - более сильный.
Тогда ребенок чувствует себя защищенным.
А если старший проявляет слабость,
ребенок думает, что все дозволено,
начинает этим пользоваться, но такая
«лафа» оборачивается неврозом: ведь
если старший слабый, значит, нет защиты,
а ребенок, каким бы хулиганом ни был,
знает про себя, что против внешних сил
он слаб. Так что Ролан Антонович молодец,
что дал тогда мне по шее, показал себя
надежной защитой...
- Ваш первый фильм
«Последний уик-энд» - молодежный триллер.
Второй - «Нулевой километр» - тоже жесткое
кино...
- Это
мелодрама про любовь, но элементы
триллера присутствуют в такой пропорции,
что когда мои друзья посмотрели ролик,
один сказал: «Слушай, ну почему ты так
любишь насилие? Ты что, мало кошек в
детстве замучил?» Нет. Но насилие было
необходимо, чтобы раскрыть характер
героя. Я ненавижу романтические мелодрамы,
в которых показывают «как все у всех
хорошо, потому что все вокруг очень
хорошие, а злодей - сам дурак и сам себя
низложит». Это самообман - страусиный
нырок головой в песок. Жизнь - жесткая
штука, и если человек хочет чего-то
добиться - дела, любви, успеха, все стоит
бешеных усилий. И каждый платит здоровьем,
нервами. Никуда от этого не денешься. А
насилие - визуальное выражение этой
борьбы.
- Значит, и бабушку
есть за что благодарить?
-
Однозначно. Она дала материал, который
стоил всех тех не самых приятных лет.
Действительно, за все надо платить. И
самое лучшее, когда за что-то ты платишь,
а потом получаешь. Можно сказать, что я
заплатил за повесть детством, но это
того стоило.
Прямая речь
Павел Санаев: «Я не идиот, а жертва»
- В 15 лет я написал школьное сочинение «Один день нашей Родины», которое случайно прочел мой отчим Ролан Быков. Он пришел в ужас и громко кричал, что я или полный идиот, или жертва образовательной системы. Чтобы выяснить наверняка, он поставил передо мной маленькую черепашку, склеенную из ракушек, и потребовал написать про нее рассказ.
- Что угодно, все, что сочтешь
нужным, - объяснил он, - главное, чтобы
она не «ковала у тебя в общем улье мощь
и процветание страны».
Написанный в
стиле фельетона рассказ понравился
отчиму, и так выяснилось, что я не идиот,
а жертва. Я же смекнул, что достаточно
время от времени писать небольшие
рассказы, и можно спокойно бить баклуши,
не боясь воспитательных бесед отчима,
который то и дело усаживал меня перед
собой и объяснял, что я должен учиться
и думать, кем хочу стать, а не прожигать
жизнь, шляясь до позднего вечера
непонятно с кем и оглушая себя хэви
металлом.
Фото
Материалы номера