«Я не Бекмамбетов, я другой...»

Павел Санаев: «Насилие необходимо, чтобы раскрыть характер героя»

По материалам газеты «Известия», сайтов ProfiCinema, www.beauty-code.ru

26 ноября в Казахстане выходит в прокат новый фильм Павла Санаева «На игре»

Режиссер, актер и писатель Павел САНАЕВ в основном известен благодаря своей кинематографической фамилии (он - внук Всеволода Санаева и сын Елены Санаевой) и замечательной повести «Похороните меня за плинтусом», посвященной отчиму - Ролану Быкову. Между тем его новому фильму «На игре» (рабочее название - «Геймеры») уже прочат славу следующего российского блокбастера.

 

«Я вцепился в эту идею»

- Говорят, что бюджет фильма больше, чем у «Ночного дозора», а спецэффекты будут круче, чем в фильме «Особо опасен».
- Это все разговоры. Мы ни в коем случае не собираемся заткнуть всех за пояс. Что до бюджета, он действительно больше, чем был в свое время у «Ночного дозора». Но когда снимался «Дозор», его бюджет в $5 млн был очень большим. А наш бюджет сейчас - $7,5 млн, сегодня он средний. Нам пришлось на многих вещах реально экономить: на массовке, на количестве съемочных дней... И насчет спецэффектов - полная чушь. То есть мы имеем такие технические возможности, но это совсем другие деньги: бюджет «Особо опасен» - $155 млн.

- Сравнение с «Дозором» и «Особо опасен» означает, что творчество Бекмамбетова стало критерием в нынешнем российском кино?
- Мне безумно нравится творчество Тимура Бекмамбетова, он гений в жанре придумывания визуальных картинок. Многие говорят: вот ему денег дали, поэтому у него так получилось. Наоборот: не потому у него получилось, что ему дали денег, а потому ему дали денег, что у него так получилось. Это абсолютный гений современного кино, и я, например, даже не пытаюсь на этом поле как-то с ним тягаться. У нас совершенно другая история, и у меня другие способности и возможности. Я считаю, мы должны сделать акцент на истории про реальных, невымышленных людей, сюжетных поворотах, атмосфере реальной городской, а не сказочной жизни.

- Насколько вам близка тематика фильма?
- Хочу сразу пояснить, что наш фильм не про геймеров как таковых. Это современная история про ребят, много игравших в компьютерные игры и неожиданно получивших способности их героев. Например, один персонаж очень любил RolePlayGames (RPG) и вдруг в реальности стал очень хорошо драться: он с легкостью «раскидал» хулиганов в кафе. Игра выходит в жизнь. Я сразу вцепился в эту идею. История обретения в одночасье сверхвозможностей показалась мне невероятно интересной: любопытно представить, какие искушения в связи с этим возникают, какие изменения в характере человека происходят, как разные люди будут использовать полученный дар.

 

Любовь, которая калечит

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» вышла в журнале «Октябрь» в середине 90-х и была выдвинута на премию Букера, но тогда широкий читатель почему-то прошел мимо. А в последнее время на Санаева настоящий бум. Повесть стала бестселлером и выдержала уже 15 переизданий. Поражает она с самой первой фразы: «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Дедушка - народный артист Всеволод Санаев, мама - актриса Елена Санаева, приемный отец, или «карлик-кровопийца» - Ролан Быков. И, наконец, бабушка Лида, без которой не было бы самой трагической повести о советском детстве.

- «Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! Чтоб у тебя отсохли печень, почки, мозг и сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!» - ваша бабушка ругалась виртуозно!
- Она заворачивала такие афоризмы, что можно было заслушаться! Домашняя Раневская. Она тебя проклинает, а ты слушаешь и думаешь: «Вау! Лихо!» Но когда это было направлено на тебя с сокрушительной энергией, хотелось пригнуться и спрятаться. Восхищали ее комбинации, только если они были направлены на кого-то другого.

- Стрелы гнева часто попадали в дедушку? Как он отражал направленный взрыв?
- Дедушка был человеком огромного терпения. Он терпел не от слабости, а скорее от силы, потому что вариантов уйти было множество. На советы доброхотов бежать из дома дедушка говорил: «Как я могу это сделать? Лида мне подарила двоих детей, один умер в эвакуации. Собаку больную, и ту не выкидывают на улицу». Ему было безумно тяжело, особенно в последние годы. Бабушка уже не ругалась, но плакала каждый день. И когда она ушла в 95-м, мама думала, что дедушка теперь поживет для себя, сделала у него ремонт, отправила в речной круиз, а он вернулся в депрессии: «Там все веселые, смеются, а Лиды нет. Хочу к Лиде». Через полгода его не стало.

- Как вы выдержали такое воспитание? Может быть, у ребенка есть особый запас прочности, психологический иммунитет?
- У любого человека есть. А как быть с теми взрослыми, которые проходили несломленными не через какую-то бабушку, а через концлагеря?

- Ничего себе сравнение... Она вас все-таки любила, даже «до обморока».
- Любила по-своему. Повесть ведь не о том, что была такая негодяйская бабушка, которая мучила внука. Повесть-то о любви. Но любовь бывает такая, что она калечит окружающих.

- Бабушка постоянно запугивала вас «карликом-кровопийцей» - Роланом Быковым. Почему она его так ненавидела?
- Главная причина в том, что с его появлением мама вышла из-под влияния. До этого бабушка оставалась главой семьи. И маминой в том числе. Ходили слухи, отчасти не беспочвенные, что Ролан Антонович - тяжелый человек. А мама казалась бабушке и дедушке наивной дурочкой, и они больше всего боялись, что этот матерый ловелас ее «использует и выбросит».

- А вы его боялись?
- Только в первое время, пока не пообщался с ним несколько раз. Когда мне было лет 8-9, мама меня забрала от бабушки на целый месяц. Ролан Антонович был такой парняга в хорошем смысле, компанейский дядька. Он приходил, и становилось интересно. Так что мы быстро подружились, а потом я решил проверить его на вшивость: так ли он крут? И засунул ему под подушку заведенный будильник, посмотреть, что будет? Крепко получил от него по шее, побежал к маме жаловаться - и получил еще по шее от нее. И окончательно убедился, что он в доме главный и с ним лучше не тягаться.
На самом деле я потом читал в психологии, почему детям важно в таких случаях давать по шее. Потому что ребенок должен чувствовать, что в доме есть старший - более сильный. Тогда ребенок чувствует себя защищенным. А если старший проявляет слабость, ребенок думает, что все дозволено, начинает этим пользоваться, но такая «лафа» оборачивается неврозом: ведь если старший слабый, значит, нет защиты, а ребенок, каким бы хулиганом ни был, знает про себя, что против внешних сил он слаб. Так что Ролан Антонович молодец, что дал тогда мне по шее, показал себя надежной защитой...

- Ваш первый фильм «Последний уик-энд» - молодежный триллер. Второй - «Нулевой километр» - тоже жесткое кино...
- Это мелодрама про любовь, но элементы триллера присутствуют в такой пропорции, что когда мои друзья посмотрели ролик, один сказал: «Слушай, ну почему ты так любишь насилие? Ты что, мало кошек в детстве замучил?» Нет. Но насилие было необходимо, чтобы раскрыть характер героя. Я ненавижу романтические мелодрамы, в которых показывают «как все у всех хорошо, потому что все вокруг очень хорошие, а злодей - сам дурак и сам себя низложит». Это самообман - страусиный нырок головой в песок. Жизнь - жесткая штука, и если человек хочет чего-то добиться - дела, любви, успеха, все стоит бешеных усилий. И каждый платит здоровьем, нервами. Никуда от этого не денешься. А насилие - визуальное выражение этой борьбы.

- Значит, и бабушку есть за что благодарить?
- Однозначно. Она дала материал, который стоил всех тех не самых приятных лет. Действительно, за все надо платить. И самое лучшее, когда за что-то ты платишь, а потом получаешь. Можно сказать, что я заплатил за повесть детством, но это того стоило.



Прямая речь

Павел Санаев: «Я не идиот, а жертва»

- В 15 лет я написал школьное сочинение «Один день нашей Родины», которое случайно прочел мой отчим Ролан Быков. Он пришел в ужас и громко кричал, что я или полный идиот, или жертва образовательной системы. Чтобы выяснить наверняка, он поставил передо мной маленькую черепашку, склеенную из ракушек, и потребовал написать про нее рассказ.

- Что угодно, все, что сочтешь нужным, - объяснил он, - главное, чтобы она не «ковала у тебя в общем улье мощь и процветание страны».
Написанный в стиле фельетона рассказ понравился отчиму, и так выяснилось, что я не идиот, а жертва. Я же смекнул, что достаточно время от времени писать небольшие рассказы, и можно спокойно бить баклуши, не боясь воспитательных бесед отчима, который то и дело усаживал меня перед собой и объяснял, что я должен учиться и думать, кем хочу стать, а не прожигать жизнь, шляясь до позднего вечера непонятно с кем и оглушая себя хэви металлом.



Фото www.media.kino.com