Желтый, белый или желтый и белый?
Галина КАТКОВА
В октябре, с интервалом буквально в две недели, один за другим появились два проекта постановления акимата Костаная об унификации цвета городских такси. В первом от 14 октября предлагалось, чтобы легковушки, которые осуществляют пассажирские перевозки в областном центре, стали только желтыми. Во втором речь идет уже о дуэте желтого и белого цветов.
Может, с полосочкой?
Насколько известно «НГ», были и промежуточные варианты. Костанайские предприниматели, владеющие таксофирмами, писали письма и в дорожную полицию, и в инспекцию транспортного контроля, встречались с заместителем акима города Юрием Махаринцом. Полиция и инспекция ответили, что все решает местная исполнительная власть. А замакима сообщил, что принято решение унифицировать такси с помощью желтой полосы шириной 120 мм по всей длине борта. Но оказалось, что это только версия. Да и сейчас никто не может определенно сказать, с какого дня такси у нас обяжут стать монохромным.
Несколько слов об истории вопроса. Вообще-то по планам министерства транспорта и коммуникаций эпопея с перекрашиванием машин к 1 сентября этого года уже должна была завершиться. Потому что соответствующий приказ главой ведомства был подписан еще 10 декабря 2008 года. Речь о приказе № 539, которым вносились изменения и дополнения в «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Предприниматели встретили их в штыки, рассуждая так: муниципального такси нигде нет, нечего частнику диктовать правила игры и ввергать бизнес в дополнительные расходы. Второй аргумент: фирма такси - это когда есть парк собственных машин, техническая база по их обслуживанию, а если фирма на 90% состоит из извозчиков, работающих на своих автомобилях, то это не такси, а диспетчерская компания. И она не подпадает под действие приказа.
Минтранском свои возражения строит на том, что если вы хотите осуществлять пассажирские перевозки и знаете, что существует определенный порядок, закрепленный в «Правилах...», - обязаны подчиниться. Если нет - уйдите с рынка. И по совокупности услуг, оказываемых пассажиру, и по наименованию некоторых фирм - это именно такси.
Раз, еще раз, еще много...
Позиционные войны в этом организационно-правовом поле какого-то определенного результата до сих пор не дали. Но и министерство, и местная власть показывают, что в решении вопроса будут упорны.
Интересно, что сегодня среди предпринимателей нет былого единства в отрицании унификации такси. У 26 фирм в Костанае, оказывающих услуги по перевозке людей и багажа, заключены договоры с городским акиматом. Одни из тех, до кого удалось дозвониться, говорят, что подчиняться не будут. Вплоть до забастовки. А кто-то уже лоббирует определенный цвет и намерен биться за него.
- По мне - лучше всего желтый, - говорит владелец такси «Бригада-Next» Еркин УСПАНОВ. - А в принципе считаю, что требование единого цвета для автомобилей такси вполне нормальное и нужное. Единственное - немного несвоевременное из-за экономического кризиса. Почти во всех странах это общепринятая практика. Желтый яркий цвет бросается в глаза клиентам. И водителям тоже, особенно это важно при ночной езде, когда под утро водители устают. А такси у нас много работают в темное время суток... Думаю, что унификация цвета поможет отсечь «бордюрщиков», если, конечно, за это серьезно возьмутся. Не каждый частник будет перекрашивать свой автомобиль. Но для фирм это, конечно, тоже затраты, и они частично повлияют на тарифы.
Когда проект станет постановлением, поинтересовались мы в горакимате. И выяснилось, что механизм обретения статуса нормативно-правового акта довольно длинный.
- Ему еще предстоит быть рассмотренным специальной межведомственной комиссией. Таково требование, касающееся проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей. Членами этой комиссии являются представители аккредитованных общественных объединений предпринимателей. Они дают свои рекомендации, - пояснил начальник юридического отдела акимата Костаная Алмат ИСЕНБАЕВ. - Далее принятое постановление должно пройти регистрацию в управлении юстиции.
Так что не факт, что именно второй октябрьский проект ляжет в основу постановления.
Подробности
Изменения в «Правила...» требуют также и установки в машинах счетчиков-таксометров. Здесь предприниматели единодушны - они не нужны. Ссылаются на опыт Астаны, где люди предпочитают «ловить» такси на улице, а не заказывать те, у которых по счетчику запрограммирована цена за посадку и за километр движения. Напомним, что когда-то именно понуждение ставит таксометры привело к консолидации и массовым протестам водителей.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера