В бензиновом тумане
Владимир КАТКОВ, ng@ng.kz
Впервые за последние годы цены на горюче-смазочные материалы в Казахстане презрели фактор сезонности. Обычно к зиме они шли на понижение. Сегодня, наоборот, наблюдается заметный рост. Какие движения на этом рынке он маркирует, что прогнозирует?
Расстановка фигур
Водители не дадут соврать: в Костанае появились автозаправочные станции, которые предлагают сейчас только летнее дизельное топливо по цене 62 тенге литр. Пока еще предлагают из старых запасов. Закуп бензина им уже не по карману. Время заказывать отходную. Есть основания предполагать, что малый и средний бизнес на рынке ГСМ доживает последние дни. Но не только он. Есть информация, что даже крупный пребывает в пессимизме: если ситуация не изменится, то и у него судьба незавидная.
В Костанайской области до нынешнего года работали четыре крупных оператора по реализации ГСМ, сейчас входит пятый: компания «ЭталонАвто» из Петропавловска, скупившая в Костанае сеть АЗС «Дака». Будет и шестой: власти области выделили более 70 площадок под строительство новых автозаправочных станций. Причем вышло как-то так, что многие располагаются там, где уже действуют заправочные станции трех крупных игроков: «Бахыта», «Мунай онимдери» и «Иволги». Если кто-то видит в этом работу в целях развития рыночной конкуренции - воля ваша. С другой точки зрения это смотрится как подготовка к переделу уже сложившегося рынка и бизнеса с признаками рейдерства.
Дешево, но сердито
На минуту вернемся к ситуации с сегодняшним ростом цен. У крупных операторов, работающих по рыночным правилам, они, скорее всего, и дальше будут продолжать расти. В Костанайской области вместе с «ЭталонАвто» таковых теперь четыре. А вот «Гелиос» - монополист, реестр цен для которого устанавливает Агентство по регулированию естественных монополий. Потому на его АЗС по утрам столпотворение машин: все торопятся заправиться самым ходовым 80ым по 53 тенге литр. Торопятся потому, что за наличные он быстро заканчивается и потом отпускается по талонам. На АЗС «рыночников» этот бензин предлагается по 75 тенге, которые грозят обернуться... убытком.
Как поясняют операторы-рыночники, расклад таков: в Казахстане 80-й можно купить только у давальцев нефти в переработку по $610 за тонну. Плюс 23 «зеленых» - железнодорожный тариф на перевозку до Костаная. Умножайте сумму на курс тенге и коэффициент 0,75 перевода килограммов в литры и получите на входе 72 тенге литр. Который еще нужно развезти по АЗС, добавив к его цене стоимость издержек: акциз, налоги, электроэнергию, зарплату и маржу - реальные 9 тенге. То есть «на пистолете» 80-й должен стоить никак не меньше 80 тенге за литр. Существующая сегодня цена, судя по этим расчетам, - вынужденная. Демпингуют компании-«дочки» Павлодарского НПЗ и регулятор естественных монополий.
Наверняка, те, кто на заправках лезет за кошельком, сейчас готовы бросить в автора камень. Мол, государство для людей нашло способ снизить цены... Нашло. Но и низкая цена должна быть реальной. И это надо доказывать. Иначе любопытная получается ситуация: ведомство, которое обязано по закону о защите конкуренции эту конкуренцию защищать, похоже, ее давит. В цивилизованном мире монополия на низкие цены именуется хищническим ценообразованием и считается экономическим преступлением. Ибо позволяет компаниям, приближенным к власти, сначала разорить конкурентов, а затем скупить их ставший убыточным бизнес по смешным ценам. Но ведь разоритель тоже понес издержки, демпингуя без удержа. Он должен вернуть упущенную выгоду. Сделать это можно только одним способом - высокой монопольной ценой. И если события в РК развиваются именно по такому сценарию, то в ближайшей перспективе мы догоним Европу с ее литром бензина за 1,5 евро.
Несвоевременные мысли
А что же правительство? На недавнем его заседании министр Сауат Мынбаев высказал достаточно трезвую, но, похоже, уже не своевременную мысль. Дескать, не могут быть в Казахстане цены на ГСМ на 30-40% ниже, чем в России, где мы закупаем около 40% нефтепродуктов, а Павлодарский завод работает на тюменской нефти. И предложил плавно цены выровнять. А в ответ - ни звука: видимо, не пришло еще время выравнивать цены с российскими, европейскими, американскими - «есть еще у нас дома дела».
Север Казахстана весь высокооктановый бензин закупает в России. Самый востребованный Аи-92/93 на входе в Костанай из Уфы или Омска пока стоит 82 тенге литр. «На пистолете» АЗС - 89. Павлодарский завод свой 93-й реализует только через «Гелиос» на 12 тенге дешевле. Оговорка «пока» не случайна: в ноябре заводы северного соседа намерены увеличить отпускную цену тонны 92-го на $30 - 50. То есть рыночные операторы в Костанае будут вынуждены добавить к сегодняшней стоимости литра этого бензина еще 4-5 тенге. Как конкурировать со смешными ценами монополиста?
Вопросов много - ответов нет. Есть только непонятные телодвижения. Скажем, ввело правительство понятный всем запрет на вывоз из страны солярки до 1 ноября, а отменило его на месяц раньше. Все большие и малые операторы кинулись закупать дизельное топливо. Но если большие практикуют оптовый закуп непосредственно у давальцев нефти, то малые - у посредников, жирующих вокруг заводов. В итоге литр солярки моментально прибавил к цене для потребителя 6-7 тенге. А дизельное топливо - это не только комбайны, трактора и уборка рекордного урожая. Сегодня этот урожай на подорожавшей солярке нужно перевезти, просушить в сушилках, которые на ней, проклятой, работают. На ней нужно возить остальные грузы и пассажиров. Мультипликатор называется: выросла цена на солярку - жди роста цен на все остальное.
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера