О правах и обязанностях

Ю. Панасенко: «Для полицейских мелких нарушений не бывает»

Ольга ЛИХОГРАЙ

Теперь читатели «НГ» могут напрямую общаться с полицией

«Наша Газета» открывает новую рубрику «Задай вопрос инспектору!» Свои вопросы читатели «НГ» могут задавать по телефонам: 53-51-51, 53-69-95, присылать на электронный адрес likhograi@ng или размещать на сайте www.ng.kz.  На этот раз сразу несколько вопросов поступило от посетителя сайта www.ng.kz под ником Sonorous. Отвечает на них старший инспектор управления дорожной полиции ОВД Костаная Юрий ПАНАСЕНКО.

- Имеет ли право инспектор дорожной полиции останавливать меня, если он находится не на служебной машине?

- Имеет, но только в черте населенного пункта. Бывают пешие посты, скрытое патрулирование. Он должен быть в форме, в отличительной накидке, с нагрудным знаком. При отсутствии знака автовладелец может потребовать служебное удостоверение. Его дорожный полицейский должен предъявить по первому требованию в развернутом виде, но не выпуская из рук. Выехав хотя бы на 1 км за населенный пункт, инспектор должен быть только на специальной машине. В исключительных случаях он может быть за пределами населенного пункта не на служебной машине в период проведения оперативных мероприятий. Если есть служебная необходимость, что-то случилось - быстро сели, поехали.

- Имею ли я право требовать путевку, в которой прописано, что именно в этом месте должен стоять дорожный полицейский?

- Это называется картой маршрута, которая есть у инспекторов. Автовладелец вправе ее требовать, но у нас часто бывает взаимозаменяемость маршрута. Один инспектор уехал оформлять пьяного водителя или аварию, а другой его подменил, маршрут по карте может не совпадать. Все это инспектор должен внятно объяснить. Если автовладелец сомневается, может вызвать ответственного на линии.

- Имеет ли право инспектор требовать предъявления аптечки и огнетушителя, если у меня есть талон о прохождении техосмотра, который подразумевает, что у меня есть все вышеперечисленное?

- Требование вполне обоснованно и законно - ведь на момент прохождения техосмотра у водителя все это было, а в момент проверки чего-то может не оказаться.

- Как быть, если вслед за автобусом или «КамАЗом» пересекаешь перекресток и уже мигает желтый. Это проезд на запрещающий сигнал или завершение маневра?

- Нужно разбирать конкретную ситуацию. Руководствоваться нужно пунктом 5.6 ПДД. Если выехал на мигающий желтый, то это нарушение. А если выехал на зеленый, а желтый загорелся позже, то завершить маневр разрешается.

- Допускает ли фотофиксатор скорость плюс 1-2 км к указанной на знаке или если превысил скорость чуть-чуть за 60 км, это уже штраф?

- По городу можно ездить со скоростью не более 60 км/час, если нет ограничений скорости до 40-50 км/час. Скоростемер допускает до 61 км/час. За 61,5 км/час уже оштрафуют.

- Могу ли я вести запись общения с инспектором на диктофон или камеру мобильного телефона?

- Я считаю, что это давление на дорожного полицейского. Даже я могу снимать гражданского только с его согласия, а записывать должностное лицо тем более можно только с согласия сторон.

- Если на трассе за городом включены габариты, этого достаточно или обязательно включать «ближний свет»?

- На трассе за городом «ближний свет» обязателен.

- Как начисляется «систематика» нарушений? Допустим, я имею два нарушения: за скоростной режим и пользование светотехникой. Если будет третье, меня отправят на пересдачу?

- Согласно ст. 484 ч. 2 КоАП РК три и более нарушения за год считаются систематическими. Когда после двух будет допущено третье, мы имеем право составить на водителя протокол за систематические нарушения. Санкция предусматривает лишение прав на 6 месяцев по административному суду с последующей пересдачей. При этом нарушения могут быть и абсолютно одинаковыми. В ст. 484 есть перечень нарушений, которые относятся к системным. К примеру, ДТП относится к другой статье. А все, как считают многие водители, мелкие нарушения, там указаны. Для полицейских они не мелкие.

Фото из архива «НГ»