Договориться с акимом важнее?
Евгений ШИБАРШИН
25 октября в 7 избирательных округах Костанайской области вместо выбывших депутатов районных и Аркалыкского городского маслихатов прошли выборы новых народных избранников. Казалось бы, после законодательного закрепления за маслихатами статуса органов местного самоуправления интерес к их формированию должен возрасти. Однако оппозиционные партии эти выборы игнорировали, да и среди самих избирателей какого-либо ажиотажа не замечено. Чем объяснить такую политическую пассивность?
Интереса к кандидатам не проявили
Да, эта выборная кампания была локальной. Да, голосование проходило в основном на селе, а там народ ментально не предрасположен к бурной политической активности. Да, скептическое отношение населения к их деятельности давно известно. Но в феврале 2009 года принят Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК», согласно которому маслихаты провозглашены органами местного самоуправления, и теперь через кого, как не через них, граждане могли бы избавляться от проблем, которые сами устранить не могут?
Село Озерное Костанайского района в свое время избрало депутата Наримана Туленова, который стал секретарем районного маслихата. Сейчас он переехал в Аркалык и теперь предстояло выбрать нового.
В 10 утра улицы Озерного пусты, но прохожие на вопрос, где проходят выборы, уверенно указывают на местный Дом культуры. Председатель участковой комиссии Тойкожа УРАЗАЛИН сообщил нам, что к этому часу из 1264 избирателей проголосовало лишь 192.
- Погода сегодня неважная, поэтому особой активности пока нет, - сетовал Уразалин. - Но руководитель местного ТОО и все его главные специалисты уже проголосовали.
В течение того часа, что мы находились на избирательном участке, люди постоянно приходили. Правда, возле стендов с плакатами двух претендентов на депутатский мандат они не задерживались, а шли сразу же к столу за бюллетенем для голосования. Похоже, они свой выбор уже сделали. При том, что оба кандидата не были их односельчанами, а жили в райцентре. Амангельды Досжанов работал заместителем акима района по социальным вопросам, Иманжагипар Шижбанов - директором коммунального госпредприятия «Комек» при этом же акимате. Первого выдвинула районная организация партии «Нур Отан», второй - самовыдвиженец.
Надежда девушек питает
Сегодня известно, что выбрали Досжанова, и его, скорее всего, будут прочить в секретари маслихата. Говорят, он часто бывал в Озерном, решал многие вопросы, поэтому сельчане его хорошо знают.
А какие проблемы решил его предшественник? Какие наказы он получил от своих избирателей? В том-то и дело, что по сегодняшнему законодательству такого понятия, как «наказ избирателей», не существует. А потому конкретизировать его работу достаточно сложно. Впрочем, это не означает, что в поселке ничего не делалось. Например, по «Дорожной карте» восстановили скважины питьевой воды и подвели ее к накопителю. Отремонтировали школу, начали выделять деньги из бюджета на Дом культуры. Но теперь бы восстановить поселковую водопроводную сеть да природный газ подвести от соседнего села. Вполне возможно, что новый депутат об этом знает. Вот только обязанности отчитываться перед своими избирателями о том, что он делает в этом направлении, у него нет.
Может быть, именно по этой причине так долго не могут решить другую наболевшую проблему: цены, по которым закупается молоко у сельчан, настолько низки, что загоняют их в убыток.
- Я бы давно уже бросила этим заниматься, но как мне прожить с дочерью на зарплату в 16 000 тенге, - возмущается Любовь БАДАХ. - Куда только мы ни обращались, все обещают, но ничего не меняется.
- Мы все время надеемся, что нам кто-то поможет, - поддерживает ее Лидия КАЗАНОВА. - Аким района что-то пытался сделать, но как скупали у нас молоко не дороже 30 тенге за литр, так и продолжают. А выбора у нас нет. И рады бы избавиться от хозяйства, только ведь стыдно жить на селе и не иметь его.
Могут ли депутаты маслихатов потребовать от исполнительной власти решить эту и подобные им проблемы?
Власть есть. Как ее использовать?
Руководитель аппарата областного маслихата, кандидат юридических наук Людмила МАЦУПА несколько лет занималась изучением возможностей реализации властных полномочий местными органами представительной власти и пришла к выводу, что у депутатов есть правовые рычаги воздействия на власть исполнительную. Вопрос в том, как ими воспользоваться.
- Сегодня акимы назначаются только с согласия маслихата, два раза в год они обязаны отчитываться о выполнении возложенных на них функций и задач, могут созвать для отчета и внеочередную сессию, - говорит Мацупа. - Если их работа будет признана неудовлетворительной, таких акимов вряд ли оставят в должности.
За все годы существования маслихатов в городах и районах Костанайской области сменилось много акимов. Некоторых из них «ушли» отнюдь не «в связи со сменой места работы». А где же позиция депутатов? Но какой она может быть, если даже областной аким Сергей Кулагин свой отчет в 2009 году подменил докладами начальников управлений акимата и ни один депутат областного маслихата не возразил.
Есть еще один способ - депутатский запрос.
- Их применяют достаточно часто, но они носят характер переписки, а не публичного рассмотрения на сессии, - рассказывает руководитель аппарата областного маслихата. - Должностное лицо в таких случаях не сообщает о мерах, которые он будет принимать для решения вопроса, поставленного депутатом, а объясняет, почему он этого сделать не может. Чаще всего из-за отсутствия средств.
Однажды мне пришлось на сессии областного маслихата присутствовать при рассмотрении запроса депутата Сайрана Буканова к заместителю акима области Нуралы Садуакасову по поводу выделения средств на строительство могильника для бесхозных химикатов, которые уже несколько лет отравляют окружающую среду. В итоге деньги, конечно, для могильника в областном бюджете не нашлись, но так и осталось неясным, когда эта проблема будет решена. Что остается депутату? Выйти с предложением к своим коллегам о заслушивании отчета заместителя акима и признать его работу неудовлетворительной? Согласитесь, что на такое развитие событий депутат вряд ли пойдет. Тогда обратиться за поддержкой в верхние инстанции. Но этим нужно много заниматься, а депутат Буканов - директор ТОО, и у него своих проблем хватает.
Депутаты на страже закона
В освобождении депутатов от их основной работы видит выход депутат областного маслихата Римма БЕКТУРГАНОВА. Она возглавляет учебное заведение и, пытаясь выполнять общественную работу в полной мере, убедилась, что времени на это не хватает.
- Мы открыли общественную приемную, и теперь каждый день к нам обращаются люди со своими бедами, которыми нужно заниматься, - говорит депутат. - Особенно много просьб, связанных с решением жилищных вопросов.
К слову сказать, в нашумевшей истории со сносом домов в районе Наримановки пострадавшая сторона пыталась обратиться за помощью именно к Бектургановой. Хотя там есть еще и городской депутат. Но, по словам одного из членов инициативной группы «наримановцев» Натальи Менга, они не знают, кто у них депутат, к тому же городской акимат их не поддерживает и, следовательно, обращаться в городской маслихат нет смысла.
В чем-то она оказалась права. Хотя для «разруливания» ситуации и создана комиссия с включением в нее депутата городского маслихата, на мой вопрос о депутатской роли в разрешении данного конфликта секретарь городского маслихата Сакен ТУКЕНОВ сказал, что в конфликтах такого рода они могут только проследить, чтобы не нарушалось законодательство.
- Мы не можем занимать чью-либо сторону, потому что тут столкнулись интересы продавца и покупателя, - подвел черту Тукенов.
Возможно, он и прав, но этот торг идет слишком долго, и у «продавца» все это время были основания для подозрений, что городской власти ближе интерес строительной компании, выкупающей землю для коммерческого жилья. И почему бы депутатам не воспользоваться своими полномочиями, чтобы снять эти подозрения?
Нужны КОСы
Не объясняется ли такая пассивная позиция народных избранников тем, что они не подотчетны перед своими избирателями?
Рима Бектурганова считает, что нужно восстановить практику наказов и отчетов депутатов перед избирателями, а также дать возможность их отзывать.
- Сегодня есть пассивные депутаты, им не с чем идти к своим избирателям, тем не менее на очередных выборах хотят опять баллотироваться, - говорит Бектурганова. - Кому нужен такой балласт?
По ее оценке, подстегивало бы депутатов и наличие в маслихате фракций других партий. Ей, как руководителю депутатской группы «Нур Отана», так работать было бы интереснее. Но у оппозиции, по ее мнению, пока слабая связь с избирателями.
Председатель областного филиала Компартии Казахстана Людмила ГОРБЕНКО думает иначе:
- У нас нет людей во власти, чтобы решать проблемы населения, - говорит представитель Компартии. - Но даже те предложения, которые мы на двух встречах с депутатами всех уровней пытались внести в этом году, были отвергнуты.
При таком раскладе, да еще с учетом, что избирательные комиссии находятся под полным контролем исполнительной власти, коммунисты не видят смысла участвовать в выборной кампании. В результате в сегодняшнем депутатском корпусе Костанайской области 98,3% члены «Нур Отана», лишь 3 человека представляют другие партии и 3 самовыдвиженца.
Но как бы оппозиция ни относилась к своим политическим соперникам, жизнь идет и местные проблемы нужно решать. Сакен Тукенов говорит, что местная власть о многих из них знает, но есть мелкие вопросы, которыми могли бы заниматься другие структуры самоуправления. Типа прежних КОСов. Только их нужно наделить собственным бюджетом.
Теперешняя система маслихатов выстраивалась по западному образцу. Там малочисленный городской совет тоже решает лишь вопросы социально-экономического развития населенных пунктов. Исполнительная власть над ними не довлеет. Она выборная, поэтому население имеет возможность напрямую влиять на нее. В Казахстане остановились на половине дороги. В итоге акимы кровно заинтересованы в формировании послушных маслихатов, и они используют в этих целях все имеющиеся у них рычаги. Отсюда при определенной активности депутатов на заседаниях комиссий маслихатов отсутствие всякой борьбы за свою позицию на сессиях. Потому что ее, позицию, можно и не иметь. С акимом договорились, что же касается избирателей, то их поддержка между выборами и не требуется. Потому что так уж получилось в Казахстане, что раз акимы представляют интересы государства, то и представительной власти они ближе. Что же касается интересов граждан, то легче их подтащить к интересам акима.
ОПРОС
Как сделать депутатов зависимыми от воли избирателей?
Дмитрий ЛЕГКИЙ, председатель областного филиала Коммунистической народной партии:
- Депутат не должен ни от кого зависеть. Он должен выражать гражданскую позицию. Но без знания мнения народа это не получится. Необязательно собирать людей во дворе, чтобы выслушать их мнение. Скорее всего, они туда не придут. Нужно вспомнить то хорошее, чтобы было в советской системе. Через профсоюзы, комсомол и другие общественные объединения, которые легче организовать, можно было узнать все проблемы. Сегодня городские власти, включая и депутатов, должны создавать условия для поддержки самодеятельной инициативы людей в решении мелких проблем. Ведь могут же люди сами организоваться, когда хотят поставить домофоны в своем подъезде?
Ирина АРОНОВА, первый заместитель председателя областного филиала партии "Нур Отан", депутат областного маслихата:
- Для этого нужно принять закон о статусе депутата. Сегодня он не подотчетен избирателям. Сейчас избиратели думают, что депутаты должны решать все их проблемы, но зачастую это невозможно - нет денег. И чего тогда требовать с депутата? Выход в том, что с определением статуса депутата нужно определиться и с подкреплением их работы средствами. Нужно выделять деньги на каждый избирательный округ, тогда депутатам будет о чем разговаривать с избирателями.
Сабит ИСМУРАТОВ, председатель областного филиала Социал-демократической партии "Ауыл", депутат городского маслихата:
- Все зависит от самого депутата. Его гражданской позиции, честности, профессионального умения. Если ты решил стать депутатом и народ тебя выбрал, так работай. Если не можешь, сам уходи. Даже если ввести правовую ответственность депутата за выполнение наказов избирателей, то недобросовестный депутат всегда найдет способ оправдать свою бездеятельность. И ни одна партия не заставит его. Ведь это общественная работа и никто не имеет права принуждать человека к такой деятельности.
Петр КОРЖИКОВ, региональный координатор Республиканской сети независимых наблюдателей:
- Мы ежегодно проводим мониторинг активности депутатов, и наши данные говорят, что большинство из них свои обязанности выполняет. Но связь с избирателями у них действительно плохая. И виной тому не только депутаты, но и сами избиратели. Ведь на сход в микрорайоне их не дозовешься. Выход в развитии местного самоуправления, в доведении его до отдельных районов, до каждого дома. Ведь избирателей чаще волнуют проблемы их дома, двора или ближайшей улицы, а депутаты решают в основном общегородские проблемы или областного значения.
Негмет СУХАНОВ, избиратель:
- Я много лет работал депутатом, был председателем КОСа и убедился, что без наличия органа исполнительной власти в микрорайонах, который имел бы свой бюджет, избиратели никогда не почувствуют значения местной представительной власти. Ведь людям нужны не общие слова о том, как народные избранники решают общегородские проблемы, а конкретные дела, например, по ремонту дома, оборудованию детской площадки или благоустройству территории. Избиратели могли бы обращаться к руководителю такого органа, а тот при необходимости подключать депутатов. Если они будут игнорировать эти просьбы, то этот руководитель мог бы критиковать их через прессу. Или организовать работу по их отзыву.
Материалы номера