Для пользы дела?
Городские власти в рамках программы развития малого предпринимательства проводят конкурс. По его итогам на лучшем предприятии малого бизнеса будет внедрятся международная система стандартов ISO 9001:2000. До сих пор в Костанайской области не было и нет ни одного малого предприятия, где бы действовали или внедрялись упомянутые стандарты. Почему бизнес такого калибра не торопится играть по международным правилам и вообще нужны ли ему международные системы качества?
Ху из ху?
Для начала стоит отметить, что к субъектам малого бизнеса по Закону «О частном предпринимательстве», относятся предприятия, численность работников на которых не превышает 50 человек и активы которых равны или не превышают 60 000 МРП, то есть 65 520 000 тенге. При обсуждении проекта упомянутого закона депутатами Парламента поступали предложения о введении такого понятия, как «мелкий бизнес», но эта идея поддержки в Парламенте не нашла.
А что означает затертый от бесперебойного повторения слоган «международные стандарты менеджмента качества»? Большая часть представителей малого бизнеса, по мнению экпертов консалтинговых фирм, сегодня вряд ли внятно ответит на этот вопрос.
Говоря простым языком, система ISO - четкое и упорядоченное изложение требований к управлению. Главный принцип - любой процесс (пусть даже не технологический, а, допустим, работа по оказанию услуг или взаимодействие между отделами), должен быть четко регламентирован и расписан до мелочей.
Международная система менеджмента качества состоит из четырех блоков. Первый - ISO 9000:2005 (переиздание 2005 года - «НГ») - объемный толковый словарь, в котором даны разъяснения всех терминов, применяемых в международной системе менеджемента качества.
Второй блок - ISO 9001:2000 - собственно требования. Это и есть стандарты управления, в которых даны требования к менеджменту на предприятии. Здесь, к примеру, прописано обязательное наличие на предприятии четкого разделения функций между работниками и подразделениями, или, например, наличие тщательно разработанной политики в области качества. Должен быть внутренний документ, в котором будет указано, какого качества продукции или услуг хочет добиться предприятие в итоге. Всего в ISO 9001:2000 существует более 330 требований.
Третий блок - ISO 9004:2000 - рекомендации по усовершенствованию деятельности. Это более сложные требования, которые предполагают их использование там, где уже внедрены и успешно применяются требования ISO 9001-2000. Наконец, в последнем блоке - ISO 19011:2000 - даны разъяснения и правила проведения аудита по итогам внедрения системы менеджмента качества, то есть прописаны правила проверки того, работает ли система.
Дорого и неэффективно
Только в областном центре, по официальным данным, сегодня более 12 тыс. субъектов малого бизнеса, но ни на одном из них международных систем менеджмента качества просто нет. Почему?
- Во-первых, - считает Дмитрий ЗЛОЕДОВ, старший консультант ТОО «ПРЭКО Консалтинг», -- для предприятий малого бизнеса это довольно дорого. Внедрение системы менеджмента качества обходится в среднем в 1-2 млн. тенге. Малый бизнес сегодня не готов отдавать такие деньги, по сути, за воздух. Эффект от внедрения системы приходит только по истечении какого-то времени, а средства нужно вкладывать сейчас. Во-вторых, на предприятии, где работает менее 30 человек, вообще нет смысла внедрять ISO, потому что надо отрывать людей от производства, а кто же тогда будет работать? Конечно, можно внедрить эти стандарты и там, где работает 5 человек, но тогда нужный и полезный процесс просто превратится в бумаготворчество, и эффект будет минимальным. В третьих, - это не секрет ни для кого, - у наших предприятий много других проблем, таких, как отсутствие доступных кредитных ресурсов или устаревшее оборудование. Им пока не до ISO. Есть и другие факторы, например, информационный голод - предпринимателям просто не хватает доступной информации о современных системах управления.
Однако, по словам консультанта, даже если предприятие сегодня не может позволить себе внедрить систему международных стандартов, это не значит, что предприятие не должно само работать над совершенствованием управления. То есть, даже если на вашей небольшой фирме не видят смысла внедрять международные стандарты управления, оформить четкие правила проведения всех процессов на своем предприятии было бы полезно.
Показательный пример
1-го марта закончился прием заявок на участие в конкурсе, организатором которого является отдел предпринимательства акимата Костаная. К середине марта победитель будет известен, и как раз на этом предприятии будет внедряться ISO 9001:2000.
- Для участия, - говорит начальник отдела предпринимательства Алия САГИДИЕВА, - заявки подало более 20 предприятий. Так как одним из условий, пусть и рекомендательных, участия в конкурсе был производственный характер деятельности, то 80% этих заявок - от предприятий, производящих ту или иную продукцию. До сего дня наши предприятия не готовы к работе по международным системам управления, но мы на пороге вступления в ВТО и должны быть конкурентоспособны, а значит, производить качественные товары и услуги. Действительно, сегодня внедрением серии ISO больше интересуются предприятия крупного и среднего бизнеса. Но, возможно, благодаря вот этому проекту и руководители малых предприятий задумаются о необходимости внедрения этих систем у себя на фирмах. Хотя бы в перспективе.
По проекту, на предприятии-победителе конкурса будет внедрена ISO 9001:2000, причем более 80% затрат по внедрению системы берут на себя организаторы. Завершение проекта и получение международного сертификата предприятием запланировано на ноябрь. То есть в любом случае есть шанс разобраться на реальном примере, нужно малому бизнесу ISO или нет.
Материалы номера