Реально о реальном
К тому времени Кустанай, созданный переселенцами из внутренних губерний России, превратился в торгово-промышленный центр. В уезде насчитывалось 124 посёлка с населением 124 225 человек. Ещё 15 000-20 000 русских переселенцев ожидали приписки на участки и жили на заимках. Было очевидно, что русскоязычное население будет расти. Коренного населения в уезде в то время было 131 802 человека. Всего же население уезда составило около 300 000 человек.
Поскольку других городов в Тургайской области не было, Кустанай оказался не только административным и торгово-промышленным центром, но и единственным культурным центром на огромном степном пространстве. Жизнь требовала повышения образовательного уровня жителей, а во всей Тургайской области не было ни одного среднего мужского учебного заведения. Лишь немногие переселенцы могли осилить расходы на обучение детей в других городах.
33% - на образование
В лучшем положении оказалось местное население. Для детей казахов имелись стипендии в Оренбургской мужской гимназии и Оренбургском реальном училище (по 6 стипендий в каждом учебном заведении) и ещё 2 стипендии в Троицкой гимназии. В то время среди казахского населения Тургайской области были получившие высшее образование, состоящие на службе врачами и по судебному ведомству. Большое количество ежегодно оканчивающих курс в мужских сельских и городском начальных училищах русских так и оставались с полученным образованием на всю жизнь.
В то время главными занятиями жителей уезда оставались земледелие и скотоводство. При этом кожевенное ремесло развивалось мало - за отсутствием технологической грамотности большая часть кожи вывозилась из уезда в сыром виде. Разработка золотых месторождений также требовала технически образованных специалистов. Реальное училище должно было дать возможность своим выпускникам получить среднее образование и поступить в вуз.
Переселенцы с самого основания не жалели средств на народное образование. Ещё в 1897-м году столичная печать отмечала, что Кустанай расходует на нужды образования более 33% своего годового бюджета. Столько же тратил город и в 1908-м году. При общем бюджете 45 000 рублей 15 000 тратилось на содержание 15-ти мужских и женских училищ, в том числе женской прогимназии и городского училища.
Естественно, что и реальное училище могло быть построено и открыто только за счёт казны. Городская Дума считала, что правительство империи, дающее огромные средства на постройку средних учебных заведений богатым и старейшим городам, не отказало бы в средствах Кустанаю. В ходатайстве перед министром народного просвещения говорилось, что первый класс училища нужно бы открыть к 1 сентября 1909 года. Управа обязывалась выделить 5000 рублей из городского бюджета на постройку здания и по 1000 ежегодно на содержание училища. До постройки здания управа намеревалась арендовать помещение для училища, а также квартиры для директора и преподавателей.
Открыли!
15 августа 1910 года городской голова Степанов уведомил директора реального училища, что здание, «занятое реальным училищем, нанято у кустанайского мещанина Ивана Платоновича Агапова» сроком на 2 года за 800 рублей, которые платит городская управа. Отпущено 5000 рублей на постройку здания, выделено 1 место для строительства общей ценой 10 000 рублей.
Здание находилось в центре города по ул. Соборной (Советская, Байтурсынова). Директором реального училища стал инженер-математик Петров. В учебном плане училища основное место отводилось предметам естественно-математического направления.
В свидетельствах об успехах и поведении, выданных ученикам 1-го класса Кустанайского реального училища сыну мещанина Троицка Усманаеву и сыну уездного начальника Кочергину, поступившим в 1910-м году в 1-й класс, перечислены предметы: закон божий, русский, немецкий, французский языки, история, математика, черчение, география, чистописание. В старших классах преподавались механика, химия, технология. Выпускники могли поступать в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, на физико-математический и медицинский факультеты университетов. Училище было оборудовано приборами и наглядными пособиями, большую часть которых приобрели за границей. Имелась библиотека, состоящая из нескольких сотен книг.
В 1912-м году директор училища Петров ходатайствовал перед попечителем Оренбургского учебного округа о предоставлении окружному архитектору Чаплицу права строительства реального училища, смету и проект которого составил сам Чаплиц. В строительную комиссию по постройке Кустанайского реального избран местный уездный начальник Кочергин.
Реальное в лицах
На фотографии выпускников 1915 года - костанаец Григорий Смирнов. По свидетельству его дочери, Лидии Григорьевны Смирновой, снимок сделан у здания вновь построенного реального училища.
Обучение в реальном было платное. За посещение кружков плата взималась отдельно. При твёрдых знаниях по всем предметам Григорий Иванович ещё и выучился игре на мандолине. В 1916-м он был призван служить в царскую армию. В 1919-м воевал за красных против колчаковцев. Лидия Григорьевна помнит по рассказам матери про отцовские хромовые сапоги, которые, как напоминание о воюющем хозяине, всегда стояли на табурете в переднем углу под иконой. Но белые в один из налётов сапоги отобрали.
Продолжил свой боевой путь Григорий Смирнов в 1923-м году в дивизии легендарного Котовского. А вот третью войну, в которой довелось участвовать Григорию Ивановичу, он не пережил. Погиб в бою за освобождение Гомеля в 1943-м.
Здание реального и сегодня здравствует на территории старого химзавода (двухэтажное кирпичное здание). В разное время это здание служило училищем, школой, во время войны - химическими цехами завода 507А, в которых изготавливали порох. Затем - энергонадзором, до последнего времени там был КИПМО.
Материалы номера