По «узкому мостику» к здоровью

Фото Николая СОЛОВЬЕВА. Больные дети всегда с удовольствием занимаются такой физкультурой

Станислав НАМ

Занятия адаптивной физкультурой - это зачастую единственный шанс выздороветь или улучшить качество жизни для ребёнка, больного детским церебральным параличом (ДЦП), убежден заведующий кафедрой факультета физкультуры, спорта и туризма Костанайского пединститута Марат АРТЫКОВ. Как «вытаскивать» тех, кто практически не ходит из-за нарушений нервной системы, Артыков изучает уже 17 лет.

Сейчас в пединституте курс адаптивной физкультуры занимает 18 часов. Своих книг в Казахстане не выпускают. Удаётся дать только основы, остальной учебный материал выпускники факультета, активно работающие в интернатах, ищут сами.

Курс адаптивной физкультуры сам по себе включает свыше сотни упражнений, корректирующих двигательную активность больного человека. Большую их часть можно делать и дома. Так что этот материал адресован, в первую очередь, родителям, готовым системно заниматься ради улучшения здоровья ребёнка.

Обратите внимание: во время занятий сначала необходимо выполнять простые упражнения и только потом переходить к сложным. Пока ребёнок не научится выполнять одно задание, приниматься за другое не нельзя.

Контроль во время физкультуры сводится к постоянному замеру пульса. Если вы видите, что у ребёнка началась одышка, лицо раскраснелось, немедленно прекратите занятия и измерьте пульс. Замер производится в течение 10-ти секунд, полученное количество ударов умножается на шесть. Если итоговая цифра меньше 120-ти, то нагрузка для ребенка приемлемая. Если выше 120-ти, то количество и интенсивность упражнений необходимо снизить. При пульсе свыше 130-ти ударов в минуту развивается кислородное голодание, из-за чего и наступает одышка.

Легкоатлетическими упражнениями, говорит Марат Артыков, (см. таблицу) можно заниматься два раза в день: утром и через 2-3 часа после обеда. Также через день детям, у которых искривлён позвоночник, рекомендуется посещать бассейн.

- К примеру, у страдающего сколиозом мышцы спины постоянно находятся в сокращённом состоянии, в воде они расслабляются, - говорит преподаватель. - При регулярном посещении бассейна у больного сколиозом ребёнка может наступить значительное улучшение.

Для большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии представляют собой неспособность сохранять вертикальное положение туловища и равновесие, а также неспособность соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Соответственно, на уроках адаптивной физкультуры особое место уделяется формированию осанки, постановке головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания.

 

Физические упражнения для коррекции ходьбы (выполняются в указанном порядке)

Упражнения

Что разрабатывается

1. «Рельсы». Ходьба с перешагиванием параллельных линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка расстояния, глазомер

2. «Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. д.

Диффренцировка усилий, отмеривание расстояния

3. «Узкий мостик».

а) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги;

б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии

Развитие равновесия, точности движения

4. «Длинные ноги». По команде «длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги. По команде «Короткие ножки идут по дорожке» - ходьба в полуприседе

Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный» и «короткий»

5 «Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!» Первый раз по команде «хлоп» хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма

6. «Лабиринт».

а) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами;

б) То же можно сделать вдвоём, держась за руки

Ориентировка в пространстве. Согласованность действий

7. «Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий, дифференцировка понятий «большой-маленький», «вправо-влево»

8. «Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

Координация и согласованность действий

9. «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движений рук, коррекция осанки

10. «Ходьба в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове.

Коррекция осанки