По «узкому мостику» к здоровью
Станислав НАМ
Занятия адаптивной физкультурой - это зачастую единственный шанс выздороветь или улучшить качество жизни для ребёнка, больного детским церебральным параличом (ДЦП), убежден заведующий кафедрой факультета физкультуры, спорта и туризма Костанайского пединститута Марат АРТЫКОВ. Как «вытаскивать» тех, кто практически не ходит из-за нарушений нервной системы, Артыков изучает уже 17 лет.
Сейчас в пединституте курс адаптивной физкультуры занимает 18 часов. Своих книг в Казахстане не выпускают. Удаётся дать только основы, остальной учебный материал выпускники факультета, активно работающие в интернатах, ищут сами.
Курс адаптивной физкультуры сам по себе включает свыше сотни упражнений, корректирующих двигательную активность больного человека. Большую их часть можно делать и дома. Так что этот материал адресован, в первую очередь, родителям, готовым системно заниматься ради улучшения здоровья ребёнка.
Обратите внимание: во время занятий сначала необходимо выполнять простые упражнения и только потом переходить к сложным. Пока ребёнок не научится выполнять одно задание, приниматься за другое не нельзя.
Контроль во время физкультуры сводится к постоянному замеру пульса. Если вы видите, что у ребёнка началась одышка, лицо раскраснелось, немедленно прекратите занятия и измерьте пульс. Замер производится в течение 10-ти секунд, полученное количество ударов умножается на шесть. Если итоговая цифра меньше 120-ти, то нагрузка для ребенка приемлемая. Если выше 120-ти, то количество и интенсивность упражнений необходимо снизить. При пульсе свыше 130-ти ударов в минуту развивается кислородное голодание, из-за чего и наступает одышка.
Легкоатлетическими упражнениями, говорит Марат Артыков, (см. таблицу) можно заниматься два раза в день: утром и через 2-3 часа после обеда. Также через день детям, у которых искривлён позвоночник, рекомендуется посещать бассейн.
- К примеру, у страдающего сколиозом мышцы спины постоянно находятся в сокращённом состоянии, в воде они расслабляются, - говорит преподаватель. - При регулярном посещении бассейна у больного сколиозом ребёнка может наступить значительное улучшение.
Для большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии представляют собой неспособность сохранять вертикальное положение туловища и равновесие, а также неспособность соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Соответственно, на уроках адаптивной физкультуры особое место уделяется формированию осанки, постановке головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания.
Физические упражнения для коррекции ходьбы (выполняются в указанном порядке)
Материалы номера