Не есть строго воспрещается!

В «Кофейне» можно и поработать, и просто кофе попить

Ольга ЛИХОГРАЙ

Журналисты «НГ» изучают особенности отечественного ресторанного сервиса в Костанае

Количество  заведений общепита в Костанае растет с каждым годом. Об этом свидетельствуют и яркие вывески, появляющиеся порой в самых неожиданных местах, и официальная статистика. Казалось бы, кафе больше - конкуренция шире. Следовательно обслуживание должно быть на самом высшем уровне. Если судить по количеству кафе - уже на европейском.  Как обстоят дела на самом деле, выясняют корреспонденты «НГ».

Заведения, в которых, согласно красочным стендам, можно «вкусно поужинать, хорошо пообедать, отведать японскую, корейскую, русскую кухни, классно отдохнуть», выбирали методом тыка. Проверяли,  собственно, на одно:  можно ли в наших сегодняшних заведениях делать то, что делают в них во всем мире: провести деловую встречу, обсудить проблему, поработать за компьютером. И  оказалось - увы. Сплошь и рядом, даже  в  пафосных, уважаемых заведениях существует  правило обязательного заказа. Зашел - изволь поесть. Чашкой кофе или стаканом воды не отделаешься.

Хоть три корочки, хоть две чашечки

- Два эспрессо с молоком, - сообщаем официантке в «Кофейне».

Пока разворачиваем каталог с модными выкройками и ведем непринужденную беседу. Минут через десять, уже попивая кофе, обсуждаем рабочие моменты.

- Девушка, у меня телефон разрядился, можно зарядить? - интересуется мой коллега.

Официантка спокойно разрешает зарядить сотку. Просиживаем в «Кофейне» минут 30-40, не услышав никаких претензий.

В открывшемся недавно кафе Sunfood по ул. Баймагамбетова, услышав о двух чашечках кофе, официантка удивленно уточняет: «И все?» Правда, кофе приносит и также разрешает зарядить телефон. Высиживаем положенные полчаса и удаляемся.

На следующий день усложняем задачу, прихватив с собой ноутбук. Первое кафе, в котором мы просто пытаемся поработать на переносном компьютере, оказывается «Адзуми». Заказываем стандартный кофе.

- Подождите минутку, я уточню у администратора, у нас вообще-то нужно горячее заказывать, - вежливо говорит официант Нурлан и, появившись через минут 5, добавляет: - Можете оставаться, народу все равно мало.

Мало - мягко сказано. В двух больших залах занято два столика, за одним из которых мы. Сидим дальше и усердно работаем на ноутбуке, потом начинаем открыто фотографироваться. Претензий нет. Минут через 30, рассчитываясь, уточняем у официанта, а можно ли поздним вечером просто попить кофе.

- Скорее, нет. Закажите хотя бы одно горячее на двоих-троих. У нас такие правила. А с ноутбуком заходить можно. У нас как-то сидело четверо парней, и каждый с ноутбуком. Они игру по сети устроили до вечера.

Так же спокойно встретили нас в кафе «Сеул». Заказали мы два стакана воды. Просидели минут 20,  зарядили телефон, поболтали.

Горячее обязательно

В кафе «Ариран» повторяем эксперимент с водой. Разместить ноутбук оказывается затруднительно: на столе изначально красуются четыре объемные тарелки и кухонные приборы. Отодвигаю тарелку и ставлю на ее место компьютер.

- Вы просто пришли поработать? - приносит официантка воду. - Ничего страшного, сидите.

Уже готовые искренне обрадоваться продвинутому сервису в дорогом костанайском ресторане, разочаровываемся буквально через пару минут.

- Простите, я недавно работаю, - подходит официантка. - Заказ горячего и салата обязателен.

- Вы нам предлагаете уйти? - удивляемся мы, обводя глазами два абсолютно пустых зала.

- Либо заказать горячее и салат. У нас такие правила.

Об этом ни слова не сказано ни в меню, ни где-либо еще. Не успев допить воду, покидаем пустынное заведение.

Отправляемся в кафе на краю Костаная. В «Апшероне» мы единственные посетители. Примостить ноутбук мешают расставленные по столу четыре тарелки. Заказываем стакан воды, кофе и начинаем оживленно разговаривать. Нам даже включают романтические мелодии. Расплачиваясь, замечаем, что стакан воды в счет не включили.

- Ничего страшного, - уверяет официантка и берет деньги только за кофе.

Буквально в нескольких метрах - «Шеш Беш», в котором нам указывают на столик для двоих. Занимаем не самое удобное место, расположенное между входом во второй зал и VIP-кабинку. Официантка не удивляется двум заказанным чашкам чая с лимоном. Минут через 20 на ноутбуке садится батарея. Спрашиваем у девушки, где можно зарядить.

-  К двум розеткам у нас подключены холодильники, к другим подключают оборудование музыканты. Спросите, может они разрешат. Кстати, после 20.00 вход платный, заказ горячего и холодного блюда обязателен.

- Но мы же пришли до восьми вечера...

- Как только будет пять минут девятого, заплатите за вход и закажите горячее. У нас такие правила.

На часах без пяти восемь. Уверены, что если бы мы случайно не подозвали девушку, она бы огорошила правилами кафе только после восьми. Пролистав от корки до корки меню, не замечаем упоминания о платном входе и обязательном горячем. На входе также нет вывески.

С другой стороны

- У нас всегда было так: хоть чашку чая заказал клиент, хоть воду, его право сидеть сколько угодно. Одно время вводили игры - шахматы, шашки. Можно было просто посидеть поиграть, - говорит директор ресторана «Фанг Шан» Гаухар БУЛЕГЕНОВА. - Но последний год стали приходить компании, которые не хотят расплачиваться, выпившие, невежливые. Нам даже приходилось применять специальную тревожную кнопку, которая молчала несколько лет. И мы решили, раз фэйс-контроль ввести не можем, сделаем по-другому. Если видим, что человек пытается обмануть,  говорим ему, что заказ горячего блюда обязателен, он автоматически покидает заведение. Конечно, в Европе это не принято, но там и контингент другой.

В «Фанг Шане» обязательный заказ горячего вводили летом, в меню расклеивали специальные «уголочки» с этим указанием. У каждого кафе есть правила, которым клиент обязан следовать, но они должны бросаться ему в глаза, считает местная администрация.

- О платном входе должна быть вывеска при входе или строчка в меню, как и горячем, - говорит Булегенова. - Вы не должны об этом узнавать от официанта, сидя за столиком. Лет шесть назад я сама ходила в одно костанайское кафе. Компания была большая, естественно, мы собирались заказывать горячее. Официантка, даже не поинтересовавшись заказом, сразу объявила, что горячие блюда, салаты и закуски обязательны. Мы сказали, что и так собирались заказывать, но она повторила - я вас просто предупреждаю. Настроение было испорчено, желания оставаться не было.

Нарушаем, граждане рестораторы?

Привычный поворот в костанайских кафешках? А между тем  совершенно незаконный. Никто не может понуждать человека делать тот или иной заказ,  считает председатель ОО «Общество защиты прав потребителей «Фемида плюс» Куралай АХМЕДИНОВА:

 - Заставлять покупать горячее, хоть предупреждая об этом в меню, хоть нет - нельзя. Это понуждение тратить деньги, а значит ущемление прав человека, что запрещено  Конституцией.

По словам  Ахмединовой, подобные жалобы в их общество поступали. Несколько раз, например, от клиентов кафе «Шахерезада». Администратора приглашали в «Фемиду плюс», но она отрицала, что  правило обязательного горячего блюда есть в их кафе.

Между тем бороться с нарушением прав потребителей можно в строгом соответствии с законом. Вам сообщили, что необходимо обязательно заказать горячее? Вызывайте полицию, советует Куралай. И просите прибывшего сотрудника  внутренних дел оформить протокол. По тому же принципу, кстати, действуют при обсчете или при попытке всучить вам недоброкачественную еду. Только вызывать нужно финполицию или санитарного врача соответственно.

Способ, возможно, и действенный. Но очень громоздкий. Решиться на такое трудно даже при недюжинном общественном темпераменте. Так что большинству клиентов остается голосовать против нарушения своих прав ногами и кошельком.

Кстати, по ходу дела любопытно было наблюдать, как сотрудники кафе и ресторанов выкручиваются, пытаясь исполнить «Кодекс о здоровье», который запрещает курение в общественных местах, в том числе в пунктах общественного питания. Разрешается «в тех случаях, если для курения выделены специальные оборудованные места. Места, выделенные специально для курения, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

- Ни в одном кафе или ресторане вы не найдете места для курения, оборудованного по всем нормам, - признает начальник санитарно-гигиенического отдела департамента Комитета санитарно-гигиенического надзора Минздрава РК Владимир НЕЧИТАЙЛО. - Категоричный запрет недавно вступил в силу и соорудить специальное помещение за такой короткий срок сложно.

Санитарные требования к местам для курения  в кафе и впрямь драконовские. Они должны быть удалены от ближайших рабочих мест не менее чем на 5 м,  иметь площадь не менее 4 кв. м на одного курящего. Плюс приточно-вытяжная вентиляция с преобладанием вытяжки над притоком, огнеупорные пепельницы и специальные урны, не менее чем на треть заполненные водой, а также - огнетушители и ящики с песком.

Такого мы точно не видели. В «Кофейне», Sunfoode, «Ариране», «Апшероне» и «Шеш Беше» нам сказали, что курить можно на улице. В «Адзуми» указали на соседний зал с раздвижными дверями. Он располагался в двух шагах от обычного зала. В «Сеуле» официантка рассказала, что курить можно только заказав специальную кабинку. В ней можно ужинать и употреблять сигареты за 1000 тенге в час!

Фото Николая СОЛОВЬЕВА